КОСТРОМСКОЕ ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО В ЕГО ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
03.09.2010 16:55

В начале XXI века произошел ряд событий, которые явилась  ярким свидетельством возвращения нашего народа к пониманию объективного изучения своей истории, обращением к глубинной народной исторической памяти, одной из основополагающих  страниц которой является религиозная, церковная история нашего Отечества.  Одним из таких негромких, но знаменательных событий для Костромы стало благословение на юридическое восстановление Костромского церковно-исторического общества[i] данное архиепископом  Костромским и Галичским Александром  преподавателю Костромской семинарии, кандидату богословия протоиерею Дмитрию Сазонову[ii], в ответ на предложение инициативной группы, состоящей из клириков и мирян Костромской епархии.    6 апреля 2006 года было зарегистрировано  Положение о Костромском церковно-историческом обществе, фактический устав Общества[iii], а   3 декабря 2005 года,  в Костроме, в Белом зале бывшего дворянского собрания  прошла конференция, приуроченная к 150-летию со дня рождения И. В. Баженова, председателя дореволюционного Костромского церковно-исторического общества, прекратившего свое существование в 1918г.  Цепь данных событий подробно изложено для того, чтобы проследить хронологию восстановления из пепла, из исторического забвения  церковно-общественной организации, которая  в начале ХХ столетия явилась стержнем церковно-исторической и научно- просветительской  мысли на Костромской земле.

Столетие назад, в начале ХХ века, в русском обществе возник интерес к историческому прошлому России, в особенности, к  церковным древностям, составляющим основное духовно-культурное наследие Российского государства. Интерес к историческим корням, к изучению родного края, его богатого культурно-исторического наследия способствовал  открытию Костромского церковно-исторического общества, которое произошло 3 июля 1912 г. в актовом зале епархиального женского училища при многочисленном собрании лиц духовного звания, преподавателей учебных заведений, костромского чиновничества. Инициатором и основателем Общества  явился преподаватель Костромской духовной семинарии, магистр богословия,  Иван Васильевич Баженов, автор многочисленных монографий  и научных работ по истории многих костромских церквей и монастырей.

В конце марта 1911 г. Баженов вместе с священником Павлом Алмазовым, инспектором женского епархиального училища и Иваном Студитским, товарищем председателя Совета Александровского братства, исследователями костромской церковной старины составили проект устава учреждаемого общества.

В 2006 г. за восстановление Костромского церковно-исторического общества взялась группа энтузиастов:  протоиерей Дмитрий Сазонов, священник Андрей Казарин, диакон Евгений Иванов, краевед С. Уткин, Л. И. Сизинцева,  сотрудника музея КГИАИХМЗ, которые и провели 6 июня 2006г. первое собрание Общества в здании Епархиального Управления  в кабинете Председателя Епархиального Совета священника Андрея Казарина. На нем было принято и утверждено благословленное Управляющим Костромской епархией архиепископом Александром «Положение о КОЦИО» (Устав  Общества), который был составлен на основе прежнего Устава Общества 1911г. На собрании было утверждена аббревиатура Общества как КОЦИО (Костромское церковно-историческое общество)[iv], не имеющее аналогов в информационной сети. В перспективе намечены - создание сайта и выпуск периодического печатного издания.

На собрании был избран попечитель Общества, которым стал Управляющий Костромской епархией архиепископ Костромской и Галичский Александр, на рассмотрение которому был представлен список членов Общества. Второе заседание состоялось 6 ноября 2006 г. Он утвердило состав Общества и избрало Председателя Общества – им стал кандидат богословия клирик Иоанно-Богословского храма г. Костромы протоиерей Дмитрий Сазонов. Секретарем Общества был утвержден  иерей Евгений Иванов. Непременными членами Общества стали 15 человек в священном сане, среди которых архимандриты монастырей, благочинные епархиальных округов, ректор Костромской духовной семинарии архимандрит Геннадий (Гоголев); действительными членами Общества стали так же 15 человек  в основном из преподавательской корпорации ВУЗов г. Костромы.

Вернемся к дореволюционному Обществу, его деятельности, целям и задачам. Устав Общества  составленный  И. В Баженовым и группой его единомышленников включал в круг деятельности Общества: а) приведение в известность и описание  архивов церквей, монастырей и других епархиальных учреждений; б) изучение местных религиозных обычаев, преданий, церковных обрядов; в) исследование  и изучение общественных памятников церковной старины (…);  г) распространение в обществе, и по преимуществу, среди духовенства, церковных историко-археологических сведений, устройство церковно-археологических выставок и публичных чтений (..)»[v].  В мае 1911 г. комиссия по составлению устава Общества представила его на рассмотрение Управляющему Костромской епархией епископу Тихону (Василевский; с 1913г. архиепископ), который направил устав на утверждение в Святейший Синод. Синодальным определением за № 9105 от 24 ноября - 22 декабря 1911г. устав Костромского церковно-исторического общества был утвержден. Попечителем общества стал Преосвященный Тихон, архиепископ Костромской и Галичский. Председателем избрали И. В. Баженова.  Почетным членом был избран выпускник Костромской духовной семинарии, директор С.-Петербургского археологического института, основоположник русской церковной археологии Н. В. Покровский.

Кроме вышеперечисленных лиц в состав Общества вошли: викарный Преосвященный Костромской епархии, епископ Кинешемский Арсений (Тимофеев), архимандриты монастырей Костромской епархии, ректор Костромской семинарии и преподаватели духовных школ, клирики епархии, представители светских властей и интеллигенции. Общество состояло из почетных, непременных, действительных членов, а так же членов-сотрудников. Почетными членами избирались лица, оказавшие особые заслуги Обществу денежными или вещественными пожертвованиями, а так же научными трудами по церковной истории и археологии. Непременными считались: начальники духовно-учебных заведений Костромской епархии, секретарь консистории, наблюдатель церковных школ, епархиальный миссионер, благочинные церквей и монастырей, преподаватели духовной семинарии по кафедрам литургики, церковной и гражданской истории. Действительными членами и членами – сотрудниками - лица делающие в пользу Общества взносы и содействующие целям Общества своими  научными и доброхотными трудами[vi]. Управление делами  Общества проходило на общих собраниях Общества и  на заседаниях Совета Общества. Собрания были годовыми и повременными – т. е. собираемыми по различным поводам[vii]. Первое рабочее заседание Общества в количестве свыше 150 человек состоялось 26 августа 1912г.[viii] Он было посвящено 100-летнему юбилею Бородинской битвы. И. М. Студитским был зачитан реферат на тему: «Русское духовенство в Отечественную войну 1812 года», по завершении которого архиерейским хором под управлением диакона П. Потеряйко было исполнено две юбилейные кантаты. Дальнейшие заседания КЦИО проходили регулярно плоть до 1915г. Для годовых заседаний был избран актовый зал Костромской духовной семинарии, для повременных – зал правления семинарии. 14 марта 1913 г. (по старому стилю), в день празднования юбилея 300-летия принятия боярином Михаилом Федоровичем Романовым в стенах Ипатьевского монастыря соборного избрания на Российский царский престол, в зале Костромского дворянского собрании состоялось торжественное заседание Общества на котором присутствовали товарищ министра внутренних дел генерал-майор В. Ф. Джунковский, губернатор П. П. Стремоухов, вице-губернатор И. В. Хозиков и т. д., были зачитаны приветственные телеграммы от государя, доклады И. В. Баженова «Призвание Михаила Федоровича на Московский и всея Руси царский престол» и М. Раевского «Государственное значение предков царя Михаила Федоровича», архиерейский хор завершил собрание исполнением кантат и фрагментов оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя»[ix].

Оценивая результаты деятельности Общества, круг обязанностей, который был сосредоточен в нем, нельзя не прийти к выводу об уникальности его и необходимости существования. Костромское церковно-историческое общество было обществом охраны памятников церковных древностей. Охраной памятников народной духовной культуры. Без разрешения руководства  Костромского церковно-исторического общества  невозможно было  пользоваться никакими церковными принадлежностями представляющими культурно-исторический интерес, особенно принадлежащими к разряду церковных древностей: антиминсы, утварь, облачения, церковно-богослужебные книги и рукописи. В книгохранилищах общества хранились списки с подробным описанием старинных принадлежностей  и предметов старины всех церквей Костромской епархии. Для достижения  этой цели членами Совета  Общества, благочинными церквей предпринимались поездки с целью  определения характера ремонтных и реставрационных работ, рекомендаций по сохранению древнего церковно-исторического наследия наших предков. Имея действительных членов во всех городах Костромской епархии, которая совпадала с административными границами Костромской губернии, Общество следило за ремонтом и реставрацией древних храмов.

К примеру, весной 1913 года причт Воскресенской церкви г. Солигалича просил Общество «о разрешении им на средства П. Д. и других  благотворителей привести в благоустроенный вид гробницы некоторых издавна погребенных в Воскресенском храме и чтимых иноков, для чего украсить гробницы решетками и поместить над ними мраморные доски с приличными надписями»[x]. Непременый член Общества, смотритель Солигаличского духовного училища Петр Перебаскин тщательно осмотрел гробницы,  описал их вид и состояние[xi].  Вердикт совета КОЦИО предписывал притчу и старосте Воскресенского храма оставить гробницы в прежнем состоянии, т. к. нововведение изменит его первоначальный вид, тем самым повредит его исторической идентичности[xii]. По просьбам священников г. Костромы осматривались предназначенные к реставрации иконы. Весной и летом 1914 г. И. Баженов, ректор Костромской семинарии протоиерей В. Чекан, священник М. Раевский несколько раз осматривали древний местночтимый  Нерукотворенный Образ Спасителя, находившийся в иконостасе Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы[xiii]. Не полагаясь на собственные силы для реставрации столь древнего образа, были приглашены специалисты из Москвы и Петербурга. Созданы соответствующие условия - как для проведения реставрационных работ, так и молитвенного отношения с великой святыни нашего народа[xiv]. Подобным образом были изучены многие церкви Костромы: Спасская в Гостином дворе, Крестовоздвиженская, Спасо-Запрудненская, Троицкий собор Ипатьевского монастыря и другие. В хранилище Общества жертвовались иконы, утварь, облачения. Первыми жертвователями были: архиепископ Костромской Тихон  и начальница епархиального женского училища Л. И. Поспелова. Архиепископ  Тихон, кроме лично принадлежащих ему печатных книг и икон, передал с разрешения Священного Синода богатую коллекцию предметов церковных древностей из ризницы Ипатьевского монастыря, которые были выставлены в музее, устроенном Обществом.

Возрожденное в 2005 году Костромское церковно-историческое общество своими задачами посчитало продолжать деятельность дореволюционного КЦИО. В первую очередь приоритетными были  признаны просветительская, научная и  архивно-музейная деятельность.  Уже 19 ноября 2006года,  в актовом зале Костромской духовной семинарии состоялся вечер памяти прекрасного поэта, священника Валерия Бурдина, почившего в 5 февраля 2002г. и похороненного в ограде Иоанно-Богословской церкви, а 7 декабря, состоялся  вечер посвященный личности основоположника церковной археологии, доктора церковной истории, почетного члена КЦИО, профессора С.-Петербургской духовной академии, директора археологического института Н. В. Покровского (1848-1917). На нем председатель Общества, протоиерей Дмитрий Сазонов, представил доклад, в котором была дана оценка жизни и  трудов, знаменитого земляка, затем с докладами выступили члены Общества: Е.Л. Тихомирова, Л. И. Сизинцева, воспитанники семинарии. В 2006 году  началась издательская деятельность Общества. На средства собранные КОЦИО вышел в свет сборник избранных стихов священника Валерия Бурдина «От Черного моря до Черной речки» (2006). В этом году, так же, на средства, собранные Обществом, появился крест-памятник на могиле приснопоминаемого о. Валерия.  7 мая 2007  году,  по  благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра вышел в свет альманах КОЦИО «Светочъ» №1, в мае трудами Общества и под его редакцией вышел первый номер возобновленных Костромских епархиальных ведомостей (они не выходили с 1917г.)[xv].  5 февраля 2007года в актовом зале Костромской духовной семинарии при активном сотрудничестве КОЦИО с «Фондом 400-летия Дома Романовых» была открыта выставка «История государства Российского в памятниках Костромы», затем 22 апреля там же состоялся художественно- поэтический вечер «Весна духовная» с участием костромских художников и поэтов.

В связи с обустройством в октябре 2003г. в стенах Ипатьевского монастыря Церковно-археологического музея[xvi], подчиненного наместнику монастыря и по совокупности директору ЦИАМ архимандриту Иоанна (Павлихину), в  2007 г. Общество обратилось за благословением к архиепископу Костромскому и Галичскому Александру с целью создания в Костромской духовной семинарии церковно-археологического музея имени Н. В. Покровского. Был предоставлен концептуальный план будущего музея, завезены выставочные  витрины… Но, в связи с капитальным ремонтом здания Семинарии, этим планам не суждено было сбыться. Та же участь постигла и проекты Общества об организации зала редкой книги при библиотеке Костромской духовной семинарии.

Но, не смотря на некоторые препятствия  своей деятельности, Общество продолжало работу  в качестве  объединяющей силы, собирающей под своим началом светских и церковных ученых, для плодотворного диалога церковной и светской науки. В 2008г., для изучения и популяризации в обществе идей святости и агиографического наследия Костромской епархии  и популяризации Романовского наследия на Костромской земле были учреждены ежегодные научно-практические конференции «Путь святости земли Костромской» и «Романовские чтения».  Работа конференций проходит в ВУЗах г. Костромы при участии большого количества студенческой молодежи. Конференции с каждым годом собирают все большее количество исследователей со всех уголков России. Как светских, так и церковных. По материалам конференций печатаются сборники. С 2008 г. в актовом зале Костромской духовной семинарии регулярно проходят круглые столы под общим названием «Русская идея» с участием профессорско-преподавательского корпуса, студентов ВУЗов г. Костромы и воспитанников Костромской духовной семинарии[xvii].   Члены Общества

А. В. Шихов и диакон М. Л. Мостовой с 2006г. активно участвуют в восстановлении ансамбля Знаменской церкви (XVII в.) г. Костромы, проводя как инспекционную, так и консультативную работу  с реставраторами и рабочими, занимающимися восстановительными работами. Дивную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, строительством которой в 1795 г. руководил дед знаменитого драматурга А. Н. Островского, священник Федор Островский, и в которой был крещен отец драматурга,  сын Федора -  Николай, ставший затем ее настоятелем, восстанавливает член КОЦИО протоиерей  Сергий  Бесчастный.

Возвращаясь к деятельности дореволюционного КЦИО следует отметить его огромную работу по руководству  и подготовке Романовского юбилея. Воплощение в жизнь главного проекта КЦИО, связанного с восстановлением российской государственности и воцарением Романовской эпохи – церковного дренехранилища-музея в стенах Ипатьевского монастыря.

3 мая 1900 г. в С.- Петербурге, рядом со зданием Николаевской академии Генерального штаба, в связи со 100-летием кончины а. В. Суворова, протопресвитером военного и морского духовенства о. А. А. Желобовским была  освящена первая в России мемориальная церковь – музей. В этой церкви хранилось множество предметов принадлежавших Суворову, в том числе походный образ «Нерукотворенного Спаса».

При приближении юбилейных торжеств 300-летия царствования Дома Романовых, начало которого было положено у стен Ипатьевской обители, в котором сохранилось немало памятников того времени, Общество взяло на себя задачу «привести в известность и выставить эти памятники для обозрения ввиду посещения Его императорским величеством с Августейшим семейством

г. Костромы и обители, что удобнее было сделать в особом древнехранилище»[xviii].

7 мая 1913 г. И.В. Баженов, архитектор Д. Милеев, ризничий Ипатьевского монастыря иеромонах Макарий и учитель епархиального женского училища

Н. Малиновский начали обустраивать  музей. Положение о церковно-историческом древнехранилище, подготовленное по решению КЦИО от 27 мая 1913 г. комиссией  в составе И. В. Баженова, директора народных училищ

И. П. Виноградова и преподавателя духовной семинарии Черницына, архиепископ Тихон утвердил 11 декабря 1913г. Первыми посетителями древнехранилища стали Государь Император Николай II с августейшим семейством, 19 мая посетившие Кострому в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых и после Божественной литургии в Троицком соборе Ипатьевского монастыря посетившие музей КЦИО. «Государь Император милостиво изволили принять поднесенные во время пребывания в палатах два роскошных альбома с фотографическими снимками достопримечательностей Ипатьевского монастыря и, при оставлении палат, в память о своем посещении их, изволил начертать на особом листе собственноручную  подпись «Николай»[xix]. Музей был небольшим. Здесь расположились древние иконы и иконы – складни (69 предметов), памятники древнерусского шитья (53 предмета), рукописи и старопечатные книги (34 предмета), церковно-богослужебные сосуды (литургийные и обрядовые), кресты (напрестольные и не напрестольные), другая церковная утварь (2244 предмета). Библиотека, включающая в себя книги по церковной археологии местного края, истории, изданий местных типографий, трудов губернских архивных комиссий занимала одну из комнат древнехранилища. В ее собраниях  находилось 323 наименования  рукописных, старопечатны и новопечатных  рукописей и книг[xx]. Среди них – Новгородское Евангелие 1436г., Евангелие 1551г., Псалтирь Д. И. Годунова 1594г., Служебник XV в., Триодь Цветная 1522г. и т.д. Древнехранилище было открыто во все дни недели – летом с 12 до17 часов, зимой с 12 до 15 часов. Для экскурсантов с руководителями музей открывали и в прочие часы. Многие выставленные предметы представляли огромную историческую ценность и относились ко времени царствования Михаила Федоровича. Среди них: Владимирская икона Пресвятой Богородицы в басемном окладе, крест запрестольный деревянный, по преданию, принесенная московским посольством 14 марта 1613 г.; икона – складень Казанской Божьей Матери из молельной комнаты юного царя; посох деревянный из простого дерева, высланный из московской Оружейной палаты по повелению императора Николая I как принадлежащий Михаилу Федоровичу; одноколка Романовых доставленная их Макариево -Унженского монастыря, с монограммой инокини Марфы и многие другие предметы.

Созданный музей был созвучен идее музея-храма, в котором все желающие могли увидеть исторические свидетельства восшествия на царство юного боярина Михаила Федоровича[xxi].

После обустройства экспозиций, по благословению архиепископа Тихона, комиссия, назначенная из членов КЦИО 29 августа и 2 декабря 1913 на заседаниях Совета Общества занялась составлением и подготовкой к печати Каталога предметов старины, находящихся в музее КЦИО[xxii]. В начале 1914г. «Каталог церковных и других предметов древности, находящихся в древнехранилище Костромского церковно-исторического общества в покоях Михаила Федоровича Романова, что в Ипатьевском монастыре» был отпечатан губернской типографией и рассылался по приходам епархии, ученым и археологическим учреждениям. Одновременно с составлением каталога проводилась систематизация библиотеки КЦИО, размещавшейся в одной из комнат древнехранилища. Заведовал библиотекой преподаватель женского епархиального училища (затем – духовной семинарии) Н. В. Малиновский[xxiii].

Подарочный экземпляр Сборника в кожаном переплете был преподнесен государю во время его визита в Кострому. В состав Сборника вошли  четыре статьи И. В. Баженова о пребывании боярина Михаила Феодоровича в Ипатьевском монастыре, о его призвании на царский престол, о вкладах Романовых в церкви и монастыри Костромской епархии. В него вошли так же статьи М. Раевского, посвященные избранию на царство Михаила Феодоровича и пребыванию его в Макариево-Унженском монастыре, а так же,  Стихиры Пятидесятницы из старинных нотных рукописей Костромского архиерейского хора, составленных дьяком Василием Титовым (XVII в.).

В  отчете  представленном на годовом собрании Общества которое состоялось 1 июля 1914г. в состав его входили: попечитель архиепископ Тихон, 4 почетных члена (епископ Кинешемский Арсений, губернатор П. П. Стремоухов, бывший губернатор П. П. Шиловский, директор С.-Петербургского археологического института Н. В. Покровский), непременные члены[xxiv], 76 действительных членов   (среди них – епископ Чигиринский Никодим (Кротков), будущий священномученик, архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон (Белавин) –будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси), архиепископ Кишиневский и Хотинский Серафим (Чичагов) – будущий священнномученик) и два члена –сотрудника.  На заседании совета Общества 5 марта 1913г.  секретарем был избран священник Михаил Раевский.

С 1914г. в связи с началом Первой мировой войны на многосторонней деятельности Общества стали сказываться финансовые затруднения.  Средства благотворителей, да и самих членов Общества шли на нужды фронта. « За отсутствием денежных средств с одной стороны, и неожиданно сложившихся обстоятельств военного времени с другой, обществу оставалось довольствоваться такой деятельностью, которая не обуславливалась бы зависимостью ни от денежных средств, ни от сосредоточившего на себе внимание военного времени»[xxv]. Но Общество занималось как инспекцией реставрационных работ, так  и собиранием предметов старины, библиотека продолжала пополняться получаемыми в дар книгами и научными изданиями.  23 августа 1915 г. состоялось последнее годовое собрание КЦИО. На нем председателем КЦИО вновь был избран И. В. Баженов. В 1916г. годовое собрание уже не состоялось. Отчет КЦИО за 1916г. подводит итоги деятельности музея общества в Ипатьевском монастыре[xxvi]. В 1917г. деятельность Общества была фактически прекращена.     В 1918г. Общество на правах секции вошло  в Костромское научное общество по изучению местного края и успело до своего закрытия в 1919г. издать подробные отчеты о своей деятельности, Каталог церковно-археологического музея и «Юбилейный сборник», посвященный  трехсотлетию Дома Романовых. После закрытия Ипатьевского монастыря и превращение его помещений в рабочий поселок экспонаты древнехранилища были перевезены в губернский (прежде Романовский) музей. Хранитель музея, бывший ризничий иеромонах Макарий стал последним иноком, изгнанным из бывшей обители. При новой власти, он остался в поселке сторожем и ушел из монастыря в середине 20-х годов после предписания снять рясу и коротко остричь волосы»[xxvii] 9 февраля 1920 г. умер в И. В. Баженов. Отпевание его было  совершено 11 февраля в Царе-Константиновском храме. Его совершил викарный епископ Костромской Севастиан (Вести) в сослужении пяти священников.

Возрожденное  Общество став наследницей идей КЦИО продолжило труды покойного И. В. Баженова, его соработников и возглавляемого им Общества, которое внесло неоценимый вклад в исследование и сохранение памятников церковной и народной культуры, сздало знаменитый музей церковных древностей, своей просветительской деятельностью оставила много наследников и продолжателей своего дела.

 


[i] Резолюция архиепископа Костромского и Галичского Александра от 21.05.2005 г. Архив Костромского церковно-исторического общества (Далее-АКЦИО).

[ii] С 1 июля 2005 г. по 17 июня 2008г. – клирик Иоанно-Богословского храма г. Костромы, член правления  восстановленного в 1992 г. Александровского братства, приписанного к Иоанно-Богословскому храму.

[iii] Положение о Костромском церковно-историческом обществе от 6 апреля 2006г. АКЦИО.

[iv] В отличие от дореволюционного - КЦИО.

[v] Устав Костромского церковно-исторического общества. Кострома. 1912. С.3.

[vi] Там же. С.4,5.

[vii] а) для выслушивания научных сообщений; б) для  поиска путей по улучшению работы музея, библиотеки, архива; в) для избрания и направления в командировки; г) для насущных дел. Устав. С.5.

[viii] Заседание Костромского церковно-исторического общества 26 августа //Костромские епархиальные ведомости (далее  - КЕВ), 1912. №7. Отд неоф. С.495.

[ix] Церковное празднование дня 14 марта в г. Костроме //КЕВ. 1913. №6. Отд. неоф. С. 211.

[x] Отчет о состоянии и деятельности Костромского церковно-исторического общества за время его открытия от 3июня 1912г. до 1 января 1914г. Кострома. 1914.  С.21.

[xi] Мученик Иоанн Перебаскин был расстрелян в г. Солигаличе в 1918г. по обвинению в контрреволюционной деятельности.  В 27  марта 2000 по благословению Святейшего Патриарха Алексия II состоялась канонизация солигаличских мучеников, священномучеников: протоиерея Иосифа Смирнова, иерея Владимира Ильинского, диакона Иоанна Касторского, мученика Иоанна Перебаскина.

[xii] Отчет…до 1 января 1914г. Кострома. 1914. С.22

[xiii] Баженов И. чудотворный Нерукотворенный Образ Христа Спасителя в Спасо-Запрудненском храме г. Костромы. Кострома. 1911.

© Copyright Костромское церковно-историческое общество, 2007 год.      
E-mail:

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

Страницы истории

Благодаря настойчивости и упорству царицы, после долгих поисков и раскопок, была обнаружена пещера гроба Господня, а неподалеку от нее три креста, на одном из которых была прибита дощечка с надписью Пилата и 4 гвоздя, пронзившие Тело Спасителя.

подробнее...

Календарь

Кто на сайте

Сейчас 62 гостей онлайн

Сайт расположен на сервере Россия Православная