Как измеряли в древности время PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
03.09.2010 12:51

А.Ф.Лосев пишет: «Вечное движение небесного свода для греков — это есть их история»1. Таким образом, движение небесных светил - есть время, а события, происходящие во времени - это история, т.е. памятование о прошедших событиях. Представление о времени формировалось в процессе занятий астрономией, в процессе наблюдения за небесными светилами2. Измерение времени было важно для исторической памяти, для ориентации во времени, для организации человеческой деятельности.

Основы гномоники, т.е. измерения времени, были заложены в древней Вавилонии3, откуда они затем распространились по другим регионам мира. Создание основ измерения времени явилось одним из важнейших достижений древней цивилизации.

 

 

К неизменяемым параметрам времени относится суточный круг, состоящий из ночи и дня. По библейской традиции день (сутки)4 начинается с вечера: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1, 5). В Новозаветное время сохраняется такая традиция: Апостол Павел говорит о своих страданиях, что он «ночь и день пробыл во глубине морской» (2 Кор. 11, 25). Одновременно в древности существовала и другая традиция, например, в Египте, согласно которой «началом дня было принято считать рассвет»5.

Неизменяемо также количество часов дня и ночи: по двенадцати. Подтверждение этому имеется в Евангелии. Христос говорит: «Не двенадцать ли часов во дне» (Ин. 11,9). Таким образом, в древности и дневное, и ночное время делилось на 12 «часов», составляя в целом 24 часа в течение суток. «Таким образом, в сутках содержалось, как и теперь 24 часа, только они были разными по длительности, отсюда название косой час. Правда, два раза в год - в периоды весеннего и осеннего равноденствия - дневные и ночные часы сравнивались между собой, становясь равными нашим современным часам по длительности»6. Такая система отсчёта времени измерялась солнечными часами, известными с древности. На ровной поверхности «циферблата» наносились деления и тень от штыря (гномона), находившегося в центре, показывал время дня.

В связи с таким делением суток на часы следует обратить внимание на седьмую молитву в чине вечерних молитв. Апостол Павел заповедовал христианам «непрестанно молиться» (1 Сол. 5, 17). Примером такой постоянной молитвы является молитвословие, принадлежащее святителю Иоанну Златоусту (1* 407; пам. 13 нояб.). Она имеет подзаголовок «Молитвы молебныя, числом двадесятым и четырем часам дневным и нощным». Таким образом, данная молитва содержит двадцать четыре стиха-прошения, соответственно числу часов в сутках. Данная молитва разделена два абзаца. Первоначально идут дневные прошения, которым предшествует надписание «Дневи»: «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ...». Перед вторым абзацем надписание: «Нощи». Абзац начинается прошением: «Господи в покаянии прими мя...».

В рассматриваемой системе «часомерия» дневной час был равен ночному только в марте и в сентябре. После же мартовского равночасия начинает расти дневной час, а ночной убывает. Апогей достигается в июне, после чего дневной час начинает убывать7 , а длительность ночного часа растёт. Уравниваются они в сентябре, далее ночной час продолжает расти. В декабре ночной час достигает апогея и затем начинает убывать8. И так из года в год. Поэтому в зависимости от времени года длительность часов изменялась

и только в дни весеннего и осеннего равноденствий дневные и ночные часы были равны между собой. «Так, на широте Москвы величина дневного часа была примерно вдвое больше ночного летом и вдвое меньше зимой»9.

При использовании системы «косых» часов часовой механизм необходимо постоянно сверять и корректировать с заходом и восходом солнца. Н.И.Оловянишников описывает такой пример: «Над церковью Покрова города Александрова устроены те часы, которые в монастыре слывут русскими и которые, начинают счет времени от заката солнечного, обличают италианское происхождение. При этих часах живет старушка, которая ежедневно заводит их, сверяет с солнцем... Вся жизнь ее в этих часах. Впрочем для монастыря они чрезвычайно важны, потому что все занятия монастырской общины распределены по ним» 10 .

«Люди жили и определяли время по естественному движению Солнца, по длинным летним дням и коротким зимним, которые одинаково делились на 12 часов»11. Во время длинных летних часов была распространена практика дневного сна, который приходился на самое жаркое время дня. Дневной сон в жарких странах в летнее время сохранился до наших дней. Можно говорить, что такой обычай был распространён и на Руси. Историк И.Забелин пишет: «После обеда государь ложился спать и обыкновенно почивал до вечерен, часа три» 12. В 1410 году татарский царевич Талыча изгоном (неожиданно) ворвался во Владимир, поскольку «людем в полъдень спящим»13 . Адам Олеарий, посетивший Москву в XVII веке, писал: «Русские люди высокого и низкого звания привыкли отдыхать и спать после еды в полдень»14. Ниже он продолжает: «На этом основании русские и заметили, что лже-Дмитирий... не русский по рождению и не сын Великого князя, так как он не спал в полдень, как другие русские»15.

Следует отметить, что длительность часа зависела не только от времени года, но также и от географической широты данного места, так как на юге или на севере солнце восходит и заходит в разное время. В 1551 году в Великом Новгороде случился пожар, о котором читаем в летописи: «Да того же лета месяца маиа в 9 на память иже отца нашего чюдотворца Николы в третий час нощи по Московским часом, а по Новгородцким часом на шестом часе на ночном загорелось в Юрьеве манастыри»16. Поэтому в последующее время при переходе на постоянный по длительности час на «широте Москвы самый длинный день летом и самая длинная ночь зимой достигали 17 часов. Поэтому на циферблате старинных московских часов было 17, а не 12 делений, как теперь» 17.

«В конце X века н. э. Древняя Русь приняла христианство и в ней в обиход вошел применявшийся в Риме и Византии юлианский календарь, основанный на солнечном годе, с делением на 12 месяцев и семидневные недели»18. Одновременно получила распространение система сче'та времени «косыми» часами. О первом механизме измерения времени говорится под 1404 годом в Троицкой летописи, как «князь Велики Василеи Дмитреевичь замысли часникъ и постави е на своемъ дворе за церковью за

святымъ Благовещеньемъ. Сии же часникъ наречется часомерье; на всякии же часъ ударяетъ молотомъ въ колоколъ, размеряя и разсчитая часы нощныя и дневныя. Не бе человекь ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено. Мастеръ же и художникъ сему беяше некоторые чернец, иже отъ Святыя Горы пришедыи, родомъ сербинъ, именемъ Лазарь»19.

В 1539 году по благословению Новгородского архиепископа Макария (1526 - 1542) владычным мастером Семёном Часовщиком были изготовлены башенные часы для Соловецкого монастыря. На сегодняшний день это древнейшие часы, с определённой долей сохранности дошедшие до наших дней20. Несколько лет назад солнечные часы были восстановлены на обелиске на лаврской площади между Успенским и Троицким соборами в обители преподобного Сергия. Солнечные часы имеются также на Лопухинском корпусе в Новодевичем монастыре в Москве, в котором в 1944 году началось возрождение духовных школ в Русской Церкви.

Наряду с часами в древности существовали и более крупные единицы измерения времени, которые назывались стражами, соответствуя длительности несения караула одной сменой. Одна стража состоит из трёх косых часов. В книге пророка Исайи говорится: «И на стенах твоих, Иерусалиме, приставих стражы весь день и всю нощь» (Ис. 62, 6). В русском переводе читаем: «На стенах твоих Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте, - не умолкайте пред Ним» (Ис. 62, 6 - 7). Когда Христос отправил Своих учеников морем в Вифсаиду, а Сам остался помолиться, но затем, провидя их обуревание волнами, «о четвертей стражи нощней прииде к ним» (Мк. 6, 48)21. В другом месте Господь говорит о блаженных рабах, которые бодрствуют в ожидании своего господина. «И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те» (Лк. 12, 38).

В последующее время стражи нашли отражение в структуре христианского Богослужения, в Богослужебном круге. «... в монастырском Богослужении «проявляется» римская стража в три часа в виде «расстояния» между службами «3-й Час, «6-й Час» и «9-й Час»22 . «Можно предположить, что то же «расстояние» в три «Часа» было между службами «9-й Час» и «Вечерня»23. Богослужения дневного круга соотносятся с косыми часами следующим образом: «Вечерня — 12-й дневной «косой» час, Полунощница - 6-й ночной «косой» час, Утреня - 12-й ночной «косой» час, 3-й Час - 3-й дневной «косой» час, 6-й - 6-й дневной «косой» час, 9-й Час - 9-й дневной «косой» час»24.

В древности наряду с солнечными часами для измерения времени существовали также песочные, водяные и огненные часы, функционирование которых было ограничено небольшим промежутком строго фиксированного времени. Однако, со временем, в связи с развитием   технической   мысли   появляются   механические   часы,   функционирование

которых было ограничено только износом механизма, т.е. стало продолжительным. Такие часы показывали чётко фиксированные по длительности часы и они соответствовали косым часам только во время равноденствия, т.е. в марте и сентябре. Такое «часомерие» получило распространение в Европе в XIV веке25 , в России эта система получила распространение с петровской эпохи26. «Немудрено, что в условиях тотального применения равноденственных часов, именование церковных служб «Часами» перестали соотносить с «косыми» часами, даже если и были связаны с ними генетически»27.

Косой час в отличие от нынешнего строго фиксированного по длительности часа имеет вариабельную длительность. Подобным образом обстоит дело и с музыкой. Западное пение с итальянской нотацией имеет абсолютные звуковысотные данные, в отличие от византийской высотно-вариабельной невменной нотации28 . В формализованной европейской пятилинейной нотации исчезает феномен духовной сущности каждого мелодического знака зафиксированного невматически.

Необходимо отметить, что развитие «часомерия» сказалось на развитии колокольного звона, который был использован для озвучивания времени. Как отмечается,

«с появлением курантов возникло новое направление в музыкальном искусстве»29 . Наиболее известны у нас куранты Спасской башни Московского Кремля30 . «В 1704 году по указанию Петра I куранты на башнях Московского Кремля заменили на часы европейского образца»31. В XVIII веке воздушная среда в Москве была пронизана колокольным звоном: «У Спаса бьют, у Николы звонят, а у старого Егорья часы говорят»32. В.Брюсов в стихотворении «Голос часов» пишет:

«С высокой башни колокольной

Внимаем голосу часов»33.

«Современное начало суток - с полуночи - было введено в процессе петровских преобразований... Был известен и соответствующий отсчет времени с полуночи, который назывался немецким или латинским»34. В древности благочестивые люди после захода солнца, то есть с наступлением ночи, ничего не вкушали. Теперь этот обычай относится к полуночи, т.е. к 24 часам ночи.

В наше время древнее «часомерие» сохранилось как достопримечательность, напоминающее о прошлом. Так, на пражской ратуше древние часы показывают «и богемское,   и  современное  время»35 .   Но  в  монастырях  Афона  древнее   «часомерие»

сохраняется реально, по нему построена монастырская богослужебная жизнь. Там такое время называется «византийским», сохраняющееся с византийских времён. Оно более соответствует структуре Богослужения. Как монашество есть инаковость по отношению к миру, так и «византийское» время наглядно показывает иной, построенный на молитве, дух. Такое время реально даёт сопричастность древним отцам создателям православного Богослужения. Создатель времени - Творец мира и Господь, Который «времена... положил в Своей власти» (Деян. 1, 7). Эта мысль повторяется в кондаке на праздник церковного Нового года (1 сентября), Бог прославляется, как «дни и нощи, времена и лета сотворивый». И, таким образом, древнее «часомерие» ориентирует человека на служение Богу.

 

1 Лосев А.Ф. Античная философия истории. СПб., 2001. С. 246.

2 Пипуныров В.Н. История часов с древнейших времен до наших дней. М, 1982. С. 20.

3 Симонов Р.А. Сакрализация времени на Руси//Древнерусская космология. СПб., 2004. С. 317.

4 О значении этого понятия в русском языке см.: Мурьянов М.Ф. История книжной культуры России. Очерки. СПб., 2007. Ч. 1. С. 378 - 394.

5 Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М, 1975. СП.

6 Симонов Р.А. Косой, дневной, ночной час//Русская речь. 1993. №4. С. 70.

7 Русская поговорка гласит: «Петр и Павел один час убавил».

8 Это время называется солнцеворотом, с ним связана поговорка: «Солнце на лето, зима на мороз» (Даль В. Пословицы русского народа. М, 1994. Т. 3. С. 529).

9 Симонов Р.А. Косой, дневной, ночной час//Русская речь. 1993. №4. С. 70.

10 Оловянишников Н.И. История колоколов и коло кол олитейное искусство. Изд. 4. М., 2003. С. 321 -322; Горохов В.А. Из века в век. Звонят колокола. М., 2009. С. 355; Шевырев СП. Поездка в Кирилло-БелозерскиЙ монастырь. Вакационные дни профессора С.Шевырева в 1847 году. М., 2009. С. 57 - 58.

1' ГТипуныров В.Н. История часов с древнейших времен... С. 7.

12 Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 2000. Т. 1. 4.1. С. 389.

13 ПСРЛ. М; Л., 1962. Т. 27. С. 266.

14 Олеарий А. Описание путешествия в Московию. М, 1996. С. 212. Другой дипломат, посетивший Москву в 1675 году, также отмечает: «После обеда все спят» (Иностранцы о древней Москве. М., 1991. С. 365).

15 Олеарий А. Описание путешествия в Московию. С. 212.

16 ПСРЛ. М., 2009. Т. 30. С. 163.

17 Симонов Р.А. Косой, дневной, ночной час//Русская речь. 1993. №4. С. 71.

18 Завельский Ф.С. Время и его измерение от биллионных долей секунды до миллиардов лет. М., 1972. С. 14. См. также: Мурьянов М.Ф. Хронометрия Киевской Руси//Мурьянов М.Ф. История книжной культуры России. Очерки. СПб., 2007. Ч. 1.С. 135-152.

19 Присёлков М.Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. 2 изд. СПб., 2002. С. 457. См. об этом также; Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. М., 2007. С. 245 - 248.

20 Макарий архимандрит. Святитель Макарий и Соловецкий монастырь//Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. М., 2003. С.24. В Великих Четьях Минеях святителя Макария имеется текст, в котором описан «средневековый способ счета «косыми» часами. Он состоял в измерении тени стоящего человека его же ступнями. По числу ступней, используя вспомогательные таблицы, могли определить идущий «косой» час» (Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. М., 2007. С. 206).

21 В некоторых регионах мира длительность стражи была более продолжительной и поэтому ночь и день состояли из трёх страж (Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М., 1975. С. 11).

22 Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. М., 2007. С. 201

23 Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси... С. 201.

24 Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси... С. 202.

25 Пипуныров В.Н. История часов с древнейших времен... С. 191 - 192. Для перевода древних часов на современные см. таблицы, составленные Д.Прозоровский (Прозоровский Д. О старинном русском счислении часов//Труды второго археологического съезда в Санктпетербурге. СПб., 1881. Вып. 2. С. 183 -188).

26 Петром 1 в России был введён также январский новый год и летосчисление велось уже не от сотворения мира по византийской эре, а от Рождества Христова (Завельский Ф.С. Время и его измерение... С. 21).

27 Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси... С. 202.

28 Это же можно сказать и о древнерусской певческой традиции (Мартынов В.И. Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе. М., 1997. С. 33, 34.

29 Горохов В. Из века в век. Звонят колокола. М., 2009. С. 352.

30 Горохов В. Из века в век... С. 361 - 363; Оловянишников Н.И. История колоколов и кол окололитейное искусство. 4 изд. М., 2003. С. 324 - 327. Изначально Спасские ворота назывались Фроловскими. Но 14 января 1647 года царь Алексий Михайлович и Патриарх Иосиф встречали у Яузских ворот чудотворный образ Христа Спасителя, принесённый с Вятки, который затем был внесён через Фроловские ворота в Кремль. С этого времени Кремлёвские Фроловские ворота стали называться Спасскими.

31 Горохов В. Из века в век... С. 364 - 365.

32 Горохов В. Из века в век... С. 367.

33 Цит. по: Горохов В. Жизнь России под звон колоколов. М., 2007. С. 178.

34 Симонов Р.А. Косой, дневной, ночной час//Русская речь. 1993. №4. С. 73. Эта традиция, начинать день в полночь, восходит к древнему Риму (Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М., 1975. С. 11).

35 Горохов В. Из века в век... С. 351.

Обновлено 08.09.2010 14:03
 

Страницы истории

Благодаря настойчивости и упорству царицы, после долгих поисков и раскопок, была обнаружена пещера гроба Господня, а неподалеку от нее три креста, на одном из которых была прибита дощечка с надписью Пилата и 4 гвоздя, пронзившие Тело Спасителя.

подробнее...

Календарь

Кто на сайте

Сейчас 15 гостей онлайн

Сайт расположен на сервере Россия Православная