память 30 августа (12 сентября)
Преподобный Александр был основателем и игуменом Александровской пустыни на реке Воче, левого притока реки Костромы, близ города Солигалич. С точностью нельзя сказать ни времени, ни места рождения преподобного Александра, а также сословия, к которому он принадлежал. Можно предположить, что он родился не ранее середины XIV века, потому что прославляется как «подражатель» в подвигах и даже как «собеседник» преподобного Авраамия Чухломского, скончавшегося в 1375 году, и не позднее начала XVI века, так как в царствование Василия Ивановича III (1505-1553) Александровская пустынь уже существовала и получила от этого царя во владение целую волость.
Юность преподобного в службе воспевается так: «От младых пелен прилепился еси к Богу преподобне, сего ради жизнь сию ни во что же вменив, крест Господень паче вожделев еси носити и вся земная возненавидев». Следствием такой ревности по благочестию было то, что юноша рано оставил «свое отечество и родных и удалился для подвигов в пустыню. Первоначально он пришел в виде неизвестного странника в Воскресенский монастырь города Солигалич, где и принял монашество. По прошествии некоторого времени с благословения своего наставника преподобный Александр оставил Воскресенскую обитель для более строгих пустынных подвигов. Место для своих новых подвигов преподобный избрал то самое, где сейчас располагается село Коровное, в 10 км от Солигалича, к югу по Чухломскому тракту, на правом берегу небольшой речки Вочи. В то время здесь был непроходимый лес и на первых порах преподобный подвизался в полном уединении. В службе не раз указывается на суровость его жизни: «Всякое озлобление претерпел еси: мразь и зной, алкание и жажды и на земли ляганиями всячески тело удручив». «Мудрование плоти умертвил еси, чести и имения совлекся еси, ризную лепоту ни во что же вменив, власяная рубища вожделел еси носити и сим показуя глубочайшее смирение». Не год и не два, а «многое время» преподобный оставался в скрытой от людей пустыне. Затем к нему стали приходить новые подвижники, желавшие посвятить свою жизнь Богу под руководством опытного наставника. Для своих сподвижников преподобный Александр был мудрым духовным отцом и примером в иноческих добродетелях. Кончина преподобного Александра была как кончина праведника. «Преставился от земных и востек еси на небеса в вышнии Сион и зайде в обитель невечерия». Нигде не упоминается, что преподобный Александр имел священный сан и скончался в схиме. Но за схимнический чин его говорит древний обычай изображать его схимником «подобием аки Зосима Соловецкий; схима (только) поуже на плечах». Молва о святости преподобного Александра стала разносится и привлекать к его могиле богомольцев. В службе он не раз назывался «источником неисчерпаемых чудес боготочных» и «кладезем чудес неистощимых». Преподобный Александр не только положил основание обители, но и успел при жизни привести ее в благоустроенное состояние. До ее упразднения во всех документах она называется «Александровскою пустынью на реке Воче». Монастырь до самого упразднения находился под покровительством московских патриархов. Патриарх назначал или утверждал избранных братией из своей среды игуменов, келарей и казначеев и разрешал строить храмы. С упразднением патриаршества монастырь перешел под покровительство и в ведомство Московского митрополита и лишь с открытием Костромской епархии стал принадлежать ей. В царствование Василия Ивановича III (отец Грозного, +1533г.) обитель получила в свое владение в Солигаличском уезде Спасскую волость с сенокосной землей, лесом, реками и озерами. Монастырь и монастырские крестьяне были освобождены от множества казенных пошлин, что было изложено в жалованной грамоте Василия Ивановича III, которая была утрачена в 1613 году. Царь Михаил Федорович вместо утраченной дал в 1614 году свою жалованную грамоту, по которой монастырь имел: в самом монастыре два храма – Преображения Господня (холодный) и Покрова Пресвятой Богородицы (теплый) и вне монастыря вблизи: монастырскую слободку Коровью, две мельницы, пашенные, сенокосные и под лесом земли (68 четей). В 1764 году из упраздненной обители образовался сельский приход села Коровного – это бывшая слободка Александровской пустыни, где был по местному преданию коровий двор, от которого получила слободка свое имя. Храмов в селе два: более древний Преображенский и каменный, построенный в 1792 году благочестивым и богатым прихожанином Маркелом Макаровым. Храм имеет два придела: главный в честь Покрова Пресвятой Богородицы и второй во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1835 году к этому храму на средства прихожан пристроены паперть и колокольня. Преображенский храм над могилой преподобного был закрыт в 30-е годы ХХ столетия и вскоре разрушен, однако мощи святого вскрыты не были. |