Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.
Священномученик Ипатий, имя которого носит монастырь, жил на рубеже веков, был епископом города Гангра. Он был не очень широко известен на Руси, но Божий промысел судил Ипатию память и славу в далекой от его родины стороне. Кто-то удивится, узнав, что в создании славного русского монастыря принимал участие знатный татарин, каковым был Чет. Таких фактов, действительно, не так много в истории Руси, но следует помнить, что взаимоотношения азиатских кочевников и русичей, выяснявших отношения в течение нескольких сто ни появления обители. Академик С. Б. Веселовский относил время её основания к концу XIII века. Совре менные историки полагают, что оби тель возникла ещё раньше — пример но в середине XIII века. Возможно, её основали новгородцы, почитавшие священномученика Ипатия как по кровителя посадников своего города. Однако большая роль мурзы Чета в становлении Ипатьевского монасты ря не подлежит сомнению.
ГОДУНОВЫ В СУДЬБЕ МОНАСТЫРЯ
После исцеления Чет крестился с именем Захария. Вместе с ним при няли православное крещение и люди из его ближайшего окружения. В пя том поколении рода Чета-Захарии рождаются два брата, которые впос ледствии принимают разные фами лии: Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун. Это были родона чальники знаменитых родов Сабуро вых и Годуновых. Все они, начиная с Захарии, отличались глубокой набож ностью, приезжали сюда доживать свой век, желая быть погребенными в стенах монастыря. Некоторые из них приняли здесь монашеский пост риг. Завещали похоронить себя на монастырском кладбище практически все потомки Захарии. В стенах Ипа тьевского монастыря похоронено не сколько поколений предков Бориса и Ирины: их родители — Фёдор Ива нович Годунов и его супруга Стефанида Ивановна (в инокинях Сандулея), их дед Иван Григорьевич Году нов и его супруга (нам известно толь ко её иноческое имя Агриппина), их прадед Григорий Иванович Годунов (в иночестве Герасим) и другие. В мо настыре был погребён и Дмитрий Иванович Годунов, постельничий Ивана Грозного, столь много сделав ший для карьеры своего племянника Бориса при царском дворе. Если бы Борис Годунов не стал царем, его бы тоже похоронили здесь, рядом с от цом и матерью. Со временем на территории мона стыря образовались три усыпальни цы, где находилось 52 захоронения. Ныне частично сохранилась только! одна из трех усыпальниц, а могилы! Захарии и его ближайших потомков! утеряны. Так или иначе, земля Ипа-1 тьевской обители до сего дня поко-| ит прах знаменитых родов Годуно-1 вых и Сабуровых, оставивших за-| метный след в истории Отечества. I Первой крупной постройкой! здесь была деревянная церковь во! имя Живоначальной Троицы, на ме сте которой в 1560 году был постро-1 ен пятиглавый каменный собор с тем же Троицким престолом и придела-1 ми во имя св. апостола Филиппа и I священномученика Ипатия. Храм! был сравнительно небольшим. I (Именно в нем 14 марта 1613 года I был призван на царствие Михаил I Романов.) В XIV и XV веках Ипатьевская обитель была довольно небольшой и малоизвестной. Возвышение рода Годуновых послужило началом к пе реустройству монастыря. Начиная с середины XVI столетия до 1605 года, то есть за 50 лет, был выполнен комплекс работ по каменному строительству в монастыре. Комп лекс включал в себя сооружение вы шеупомянутой Троицкой церкви, мо настырских стен с въездными воро тами, среди которых особое положе ние занимали Святые парадные во рота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратила-та и великомученицы Ирины. Цер ковь возведена в честь соименных святых царя Шеодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины. Как было написано в закладной доске: «...на память от рода в род по душех своих и по своих родителей в вечный поминок». Каменные стены, согласно лето писи, были возведены в 1586 году по повелению царя Федора Ивановича. Стены монастыря, опоясавшие тер риторию так называемого Старого города, имели протяженность 243 сажени (518 метров) и получили вид прямоугольника неправильной фор мы. Крепостная стена по углам флан кировалась четырьмя круглыми баш нями. В монастырь вело пять въез дных ворот: с южной, западной и се верной стороны и двое ворот со сто роны реки Костромы — Святые и Водяные. Въездные ворота были ук реплены квадратными башнями, из них сохранилась лишь башня над Южными воротами. Стены имели толщину около полутора метров, а позднее, в XVII веке, были надстро ены до 3 метров. Первоначальная высота стен была на 2 метра ниже современной и достигала 7 метров. Ипатьевский монастырь — характерный образец крепостной архи тектуры Древней Руси XVI века. Каменная ограда монастыря, непри ступная извне, с внутренней стороны имела важные преимущества для организации обороны. Главное бое вое значение имели башни (стрель-ницы), где устанавливались крупные орудия. Для хранения пороха пред назначалась специальная Пороховая (северо-восточная) башня. В Водя ной башне был потайной выход к реке Костроме, что обеспечивало бесперебойное снабжение водой во время осады. Стены и башни с внут ренней стороны связаны широким переходом — галереей боевого хода. Так монастырь стал крепостью на подступах к городу на старой Ярос лавской дороге. Дмитрий Годунов внёс огромный вклад в монастырскую ризницу и библиотеку. Многие из вкладных Го-дуновских икон хранятся в фондах Костромского музея-заповедника, куда они поступили из ризницы Ипатьевского монастыря, некоторые из них можно встретить в московс ких музеях: Третьяковской галерее, Историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля и дру гих музейных хранилищах. Д. И. Годунов заказывал много рукописей. Несколько весьма ценных рукописных книг он передал Ипать евскому монастырю, в храмы Мос ковского Кремля и церкви других го родов и монастырей. Рукописи укра шались миниатюрами, одевались в богатые серебряные и позолоченные оклады, большинство из них изготов лялось в царских мастерских. Из Ипатьевского монастыря про исходит лицевое, то есть снабженное иллюстрациями, Евангелие 1605 года, хранящееся в Оружейной па лате Московского Кремля. Оно на писано превосходным полууставом и украшено голубыми с золотом зас тавками и многочисленными мини атюрами. Среди них — сложная ком позиция «Родословное древо Иису са Христа», включающая библейс ких «предков Христа» в медальонах и «Рождество Христово». Годуновы жертвовали в Ипатьев ский монастырь ценные сосуды из серебра, украшенные чеканкой или гравированными изображениями и орнаментом: водосвятные чаши, па нихидные блюда. Предметы церков ной утвари: массивный потир, дис кос, копие и лжица (ложечка для причастия) — сделаны из золота и украшены чеканными изображения ми. На одном из потиров есть над пись: «Лета 7107 (1599) при царе и великом князе Борисе Федоровиче всея Руси дал сей потир в дом пре чистые и живоначальные Троицы в Ыпацкой монастырь золотые сосуды патырь, звездицу, три блюдца, лжи-цу, копейцо. Дал конюшей и боярин Дмитрей Иванович и сын его Вла димир по своей душе и по своих ро дителей в вечный благ».
ВРЕМЯ СМУТ И ИСПЫТАНИЙ
С наступлением Смутного време ни для Ипатьевской обители начались трудные дни. В 1608 году монастырь I был оккупирован одним из отрядов I самозванца Лжедмитрия II, но при-1 бывшее из Галича народное ополчение I организовало правильную и успеш- I ную осаду крепости. При этом вок- I руг стен был вырыт осадный ров. Аетом 1609 года отряд самозван ца был выбит из монастыря. Во вре мя штурма была взорвана стена. От I взрыва значительно пострадали обе надвратные церкви и Троицкий собор.
ЮНЫЙ ЦАРЬ МИХАИЛ РОМАНОВ
История Святой Руси хранит для I будущих поколений уроки тяжких не взгод и потрясающих триумфов. Рус ский народ в своей истории был ве дом Богом то путем славы и величия во времена всеобщего стремления к благочестию и чистоте духовной, то по тернистому пути испытаний за ве ликие грехи наши. Но как только пра вославный народ возносил покаянные молитвы, Русь возвращалась на путь благоденствия. Так было и во время Смуты начала XVII века, по слову Пушкина, «величественной драмы, начавшейся в Угличе и закончившей ся в Ипатьевском монастыре». После нескольких лет войн и раз доров пришло время единения и все общего национального согласия. В феврале 1612 года Кострома напут ствовала нижегородское народное ополчение, которое двигалось в Москву для окончательного осво бождения от польского засилья. Вскоре в Москве собирается Земский Собор, который «яко еди ными усты» избирает на русский престол шестнадцатилетнего Миха ила Романова. 21 февраля 1613 года Собор присягнул православному царю. Сам избранник в это время пребывал в своей костромской вот чине — селе Домнине. Из Москвы в Кострому было от правлено Великое Посольство для изъявления воли народа вновь из бранному монарху. В это же самое время поляки, узнав об избрании Михаила, решили захватить его. Но русский крестьянин Иван Осипович Сусанин ценой своей жизни спас юного царя — надежду России. 14 марта, на двенадцатый день своего движения от Москвы, посоль ство торжественным шествием с пра вого берега по льду Волги направилось к Ипатьевскому монастырю. В то же время вторая процессия из ду ховенства и мирян двигалась из Кос тромы. Обе процессии были встрече ны у стен монастыря Михаилом и его матерью, инокиней Марфой. Был воскресный день, колокольные звоны всех костромских церквей оглашали это историческое событие. Послы преподнесли избраннику грамоты. Однако юный избранник, памятуя о недавних интригах и предательствах, долго отказывался от оказанной ему чести. И только после шестичасово го увещеванья послы убедили Миха ила отринуть сомнения, принять ре шение Собора и положиться на «пра ведные и непостижимые судьбы Бо жий». Представ пред чудотворным образом Феодоровской Божией Ма тери, Михаил Романов был благо словлен на царство.
ГОДЫ ПРОЦВЕТАНИЯ (1613-1693)
Наступило время, когда монас тырь под покровительством россий ских монархов обновлялся и процве тал. После нормализации обстанов ки в стране с 1621 года началось вос становление монастыря. В 1621-1623 годах произведены восстанови тельные работы по починке монас тырских стен и зданий, поврежден ных во время осады. Ограда была «в вышину надделывана». Работы про водились по царскому указу масте рами, присланными из Москвы (Иван Неверов и другие), а также «каменщиками московскими, кост ромскими, ипатскими и богоявленс-кими». В дальнейшем строительные работы в монастыре велись в основ ном силами каменщиков и кирпични ков, проживавших в расположенной ; возле монастыря Ипатьевской, или Богословской слободе. В 1642-1645 годах по повелению Михаила Федоровича территория монастыря с западной стороны была расширена и ограждена каменной стеной, что увеличило занимаемую монастырем площадь почти вдвое. Новая территория монастыря полу чила название Нового города. Рабо ты производились под руководством старца Иосифа. Тогда же проявил свой талант каменщик и зодчий из Богословской слободы Андрей Ан дреев Кузнец. Аетопись отмечает дату построения Нового города и указывает, что ограда возведена «во спасение иночествующим и в сохра нение христоименитым людям». В 1673 году строится новая церковь Иоанна Златоуста в одной связи с каменной колокольней и каменными больничными кельями. В 1808 году церковь и кельи за ветхостью были разобраны. В конце 1652 года на месте раз рушенного взрывом был отстроен но вый, ныне существующий Троицкий собор. Собор представляет собой пя тиглавый храм крестово-купольного типа, поставленный на подклете и ок руженный с трех сторон галереей с крыльцом, выходящим на северную сторону, на центральную площадку монастыря. Северная сторона храма рассматривалась как главный фасад здания, она обрамлена богаче. Деко ративное убранство стен главного куба собора и барабанов отличается большой пластичностью, оформление галерей выдержано в плоскостных геометрических формах. Узорчатые ширинки сплошь заполняют стену. Начавшиеся было работы по рос писи Троицкого собора были прерва ны, вероятно, из-за морового повет рия 1654 года и возобновлены толь ко три десятилетия спустя, в 1685 году. Во второй половине XVII века костромскую артель иконописцев возглавил Гурий Никитин, крупней ший мастер монументальной живо писи этого времени. Клеймо на се верной стене содержит перечень имен художников-иконописцев, при нимавших участие в росписи храма: «(О бозе) трудившийся сию святую церковь изографы града Костромы сии суть имена: Гурий Никитин, Сила Савин, Василей Осипов, Васи-леи Козмин, Артемий Тимофеев, Петр Аверкиев, Григорей Григорьев, Марко Назарьев, Василий Миро нов, Фома Ермилов, Филип Андре-янов, Ефим Карпов, Макарей Ива нов, Василей Васильев, Аука Мар ков, Гавриил Семенов, Василей Ни китин, Федор Ли(пин), (Фе)дор (А)оги(нов)». Артель представляла собой слаженный коллектив талант ливых художников-монументалис тов. В 60-80-х годах XVII столетия Гурию Никитину «с товарыщи» по ручались ответственные работы в московских придворных и патриар ших храмах, при дворе Ростовского митрополита Ионы (Сысоевича) и в Ярославле, где в это время было не мало своих перворазрядных иконо писцев - - Севастьян Дмитриев, Дмитрий Григорьев, Ааврентий Се вастьянов и другие. В стенописи Троицкого собора ярко проявились особенности стиля костромской школы живописи. На стенная фресковая роспись имеет че тыре яруса. Из них самый верхний славит Пресвятую Троицу, второй — чудеса Господа нашего Иисуса Хри ста, третий описывает Страсти Хри стовы, нижний, четвертый, пове ствует о деяниях святых апостолов. В XVII веке в стенах монастыря было написано много рукописных книг: евангелия, минеи с житиями святых, чудеса иконы Феодоровской Богоматери, синодики. Два синоди ка в собрании рукописей музея ук рашены превосходными заставками, в синодиках записаны родословные Годуновых, Романовых и других ис торических лиц. Род Гурия Никити на записан в синодике Богоявленс кого монастыря, хранящемся в Госу дарственном архиве Костромской области. Неизвестно, каким образом попа ла в библиотеку Ипатьевского мона стыря драгоценнейшая рукопись, на званная по месту ее нахождения Ипатьевской летописью. Здесь она хранилась до 1814 года, когда была найдена Н. М. Карамзиным. Ипать евская летопись написана в начале XV века, как полагают, в Пскове и состоит из трех частей. Первая часть — «Повесть вре менных лет» в редакции 1118 года. Вторая часть охватывает 1118-1199 годы — это свод, составленный в 1200 году в Киевском Выдубицком монастыре. Третья — галицко-во-лынская летопись с привлечением некоторых ростово-суздальских ле тописных сказаний; она доводит по вествование до 1292 года. К концу XVII века трудами мо нахов и вкладами многочисленных жертвователей обитель стала одной из наиболее богатых на Руси. Все это было свидетельством авторите та монастыря, его значимости в гла зах общества. Хозяйственные хло поты не мешали многочисленной братии вести напряженную духов ную жизнь. Россия крепла и спаса лась молитвами таких обителей, как Ипатьевская.
ВРЕМЯ УПАДКА
(1693-1744) «Начало славных дней Петра» было разрушительным для Ипатьев-ской обители. В 1693, 1699 и 1700 годах снимается часть колоколов, ко торые вместе с медными котлами пе ресылаются в Москву для .ратного дела. Последующие годы правления прославленного монарха так же не гативно сказывались на положении обителей, как и первые. В 1721 году вновь назначенный архимандрит Гав риил писал в грамоте, адресованной Священному Синоду: «...нашел в Ипатьевском монастыре все ветхое, ...врата распалися и столпами дере вянными подперты, всего же разоре ния обители вкратце и описать не возможно». По-видимому, упадок монастыря был прямым следствием ряда царс ких указов, по одному из которых доходы и пожертвования, превышав шие 6 рублей в год из расчета на од ного монаха, изымались в казну. Монастырь впервые стал исполь зоваться как место ссылки. Сюда удаляют греческих монахов Иоанни-кия и Софрония Лихудов, вызванных в свое время из Греции для перевода богослужебных книг. Здесь учёные братья заканчивают работу над. «Грамматикой».
ВОССТАНОВЛЕНИЕ И НОВЫЕ ЗДАНИЯ
(1744-1835) В связи с учреждением в 1744 году Костромской епархии монас тырь стал резиденцией архиерея, и монастырские здания теперь ис пользовались в качестве служебных помещений и под архиерейские по кои. В связи с этим в середине и во второй половине XVIII столетия монастырь перестраивается. Расши ряются старые здания, строятся но вые. В 1745-1750 годах при епис копе Сильвестре реконструируется комплекс зданий с восточной сторо ны, между настоятельскими покоя ми и Святыми воротами. В это вре- мя надстраивается третий е стоятельских покоев. Почт! летие (с 1744 по 1835 год} кий собор монастыря стал ральным собором епархии, давший к реке Костроме ко/ разместились архиерейские получил название архиере] Монастырь стал также и 1 упокоения костромских вла, 1768 году епископом Дамаск Троицком соборе под приделе подобного Михаила Малеи] устроен храм праведного А который и стал архиерейско пальницей. В 1747 году в монастыр! размещена открывшаяся в е] Костромская Духовная семин, одна из старейших в России. 1 году заканчивается строите нового теплого храма в честь дества Богородицы, в Троицк боре заново устанавливается иконостас, который сохрани наших дней.
ЦАРСТВЕННЫЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА
В 1767 году во время путеше ствия по Волге на галере «Тверь» Кострому удостоила своим посеще нием императрица Екатерина II. Во время посещения особое внимание было уделено Ипатьевскому монас тырю как колыбели династии Рома новых. 15 мая Екатерина участвова ла в Божественной литургии в Тро ицком соборе, восседая на царском месте — даре Михаила Федоровича монастырю. 7 октября 1834 года костромское духовенство и граждане города встречали у стен монастыря импера тора Николая I. Император внима тельно осмотрел ризницу обители и келий, где проживал Михаил Федо рович с матерью. Он повелел восста новить эту «знаменитую по свершив шимся в ней событиям обитель и об новить все здания сего монастыря». Так уже в марте 1835 года Ипатьев ский монастырь был возведен в сте- пень первоклассного. По повелению Николая I была выполнена передел ка фасада архиерейских келий. В 1842 году были завершены работы по реставрации Романовских палат архитектором Тоном, а в 1856 пове лением императора Александра II палаты вновь были реставрированы в стиле XVII века. Последующие три императора удо стоили монастырь своим посещением по два раза (один раз, будучи наслед никами, второй раз — с титулами им ператоров). Александр II — в 1837 и в 1858 годах, Александр III — в 1866 и в 1881 годах и Николай II — в 1881 и в 1913 годах.
ТРЕХСОТЛЕТИЕ ДОМА РОМАНОВЫХ
В начале XX века монастырь про изводил необычайно сильное впечат ление на паломников. Искусствовед Г. К. Лукомский писал в то время: «Ипатьевский монастырь... окружен высокими стенами: башни-бойницы, башни-дозорные, островерхие, круг- лые и уступчатые — придают внуши тельный, даже грозный вид древней обители. Но черные, лохматые кед ры, пушистые лиственницы и плаку чие березы вносят живописность, а выглядывающие из-за листвы золо тые главы собора вливают торже ственную ясность в тот архитектур ный пейзаж, который открывается перед глазами обозревателя, когда он вступит на деревянный... мост через реку Кострому». В 1913 году отмечалось 300-ле тие царствования Дома Романовых. Юбилей праздновался в Петербур ге, Москве, других городах, но од ним из главных мест проведения тор жеств стала Кострома. Большинство календарей тогда вышло с видами Ипатьевского монастыря. Обще ственность города и насельники мо настыря пребывали в ожидании тор жеств, в ожидании царственных особ. Накануне празднования были произведены капитальный ремонт и реставрация Троицкого собора. Ру ководила реставрационными работа- ми Археологическая комиссия во главе с архитектором Д. Милеевым. Вокруг собора был опущен грунт, открыт и облицован белым известко вым камнем цоколь. Одновременно был исследован древний фундамент, который оказался выложенным из огромных булыжников. На празднование в обитель при были император Николай II со всей семьей, председатель Совета мини стров В. Н. Коковцев, министры и придворные. Сюда же прибыли по томки и правопреемники участников московского посольства 1613 года — управляющий Рязанской епархии, келарь Троице-Сергиевой Лавры, наместник Чудова и архимандрит Новоспасского монастырей, прото иереи Архангельского и Благове щенского соборов Московского Кремля. В огромной толпе народа, встречавшей Николая II у монасты ря, находилась и группа потомков Ивана Сусанина.
Во время прибытия царского па рохода из Нижнего Новгорода
в монастырь через всю Кострому прошел грандиозный крестный ход, в кото ром приняло участие все духовенство Костромы во главе с викарием епар хии епископом Арсением. У стен Нового города Николай II был встречен архиепископом Костромс ким и Галичским Тихоном. Импера тор приложился к Феодоровской иконе Божией Матери, которой был благословлен на царство его предок Михаил, и вошел в обитель. Под пе резвон колоколов государь прошел в Троицкий собор, где отстоял литур гию и молебен, после чего «в пала тах бояр Романовых» осмотрел древ-нехранилище Церковно-Историчес-кого общества. В экспозиции сокро вищ Ипатьевского монастыря была представлена Владимирская икона Божией Матери, принесенная Мос ковским Посольством, икона-скла день из молельной комнаты юного царя, посох, принадлежавший Миха илу Романову, и другие ценности. Во время пребывания Николая II в мо настыре был момент, когда он вышел к народу, запрудившему все про странство между обителью и берегом реки Костромы... Ничего подобного торжествам 19 мая 1913 года в истории обители пос ле марта 1613 года не было, и в ка ком-то смысле эти дни стали апофе озом древнего монастыря. В то же время это было как бы и прощание со всей уходящей старой Россией, Россией царской, Россией Михаила Романова и его потомков... Это был последний триумф монастыря. Рево люционные события 1917 года выд винули новые ценности, среди кото рых не нашлось места ни монасты рям, ни национальным святыням, ни самой идее Божьего Духа.
ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Новая власть с самых первых сво их шагов была нацелена на искорене ние православных святынь. В начале 1919 года монастырь был закрыт, мо нахи и епископ Филарет (Никольс кий) изгнаны, а всё имущество национализировано. Часть монастырских помещений была передана губернско му музею, а в большей части строе ний разместился Советский поселок, где поселились жители фабричной ок раины Костромы. Еще какое-то вре мя — до 1922 года — продолжалась служба в соборах и разносился по ок руге звон колоколов с монастырской звонницы. Общая беда всех храмов России - проводимое под предлогом помо щи голодающим изъятие церковных ценностей — не миновала и обитель на устье Костромы. В марте 1922 года губернская комиссия конфиско вала священные сосуды, лампады, подсвечники, оклады для икон общим весом в 36 фунтов золота (более 14 килограммов) и 12 пудов 30 фунтов серебра (около 200 килограммов). В конце 1922 года в архиерейс ком корпусе монастыря вспыхнул пожар, после чего обгоревшее здание было передано городскому профсо юзу текстильщиков, приспособив ших его под жилье для рабочих кос- тромских текстильных фабрик. За селение бывшего архиерейского кор пуса в декабре 1923 года описал со свойственной ему ненавистью к Пра вославию и русской культуре в очер ке «Конец св. Ипатия» один одесский маргинал, ставший мелким революци онным литератором. К 1936 году количество квартир в монастыре достигло 140. В них проживало около 700 человек. В церкви Рождества Богородицы были размещены экспонаты антирелигиоз ного музея. В первой половине 30-х годов эта церковь была разрушена, кроме того, к разрушению были на мечены стены монастыря и ряд дру гих церковных построек. К счастью, большая часть из них сохранилась. С середины 40-х годов начался постепенный пересмотр отношения властей к религиозным ценностям, понемногу монастырь стал воспри ниматься как достопримечатель ность. В 1956 году из зоны затоп ления Горьковского водохранилища на территорию монастыря был пере- везен уникальный, сработанный без единого гвоздя деревянный Спасо-Преображенский храм из села Спас-Вежи. Низкий поклон тем тружени кам и бессребреникам, которые по брёвнышку перевезли и восстанови ли это изумительной красоты творе ние русского зодческого гения. В 1958 году в стенах монастыря созда ётся историко-архитектурный музей-заповедник, начинается выселение проживавших в нем людей.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Первая служба в монастыре пос ле многих десятилетий гонений со стоялась 23 ноября 1989 года. Ее возглавил епископ Александр (Мо гилев). Присутствовало практически все духовенство города. В 1991 году была зарегистрирована Свято-Тро ицкая Ипатьевская монашеская об щина, а в начале 1992 года была от служена первая со времен революции Божественная литургия. 8 мая 1993 года монастырь посетил глава Рус ской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алек сий II. Летом 1993 года в монасты ре произошло открытие фестиваля «Вехи», посвященного 380-летию династии Романовых. 14 февраля 1994 года правительством России было подписано распоряжение о пе редаче Костромской епархии части зданий Ипатьевского монастыря. 12 апреля 1996 года, накануне Пасхи, на звонницу монастыря, в восполне ние снятых в 1925 году, были вод ружены 6 новых колоколов. Самый крупный из них («Свет-колокол») весит шестьдесят пять пудов. 2 мар та 1997 года представителем Анти-охийского патриархата при участии Святейшего Патриарха Алексия II состоялась передача в монастырь ча стички мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского. Общее руководство монастырем осуществляет архиепископ Костром ской и Галичский Александр, который является священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского мо настыря. Повседневные заботы о братии и хозяйственные дела в оби тели выполняются под руководством наместника монастыря архимандрита Павла (Фокина). В число владений монастыря входит звонница и неболь шой храм в честь св. Лазаря Четве-родневного, «кельи над погребами». Кроме того, за стенами монастыря имеется уникальный храм постройки XVII века во имя святого апостола Иоанна Богослова, который также передан братии. В настоящее время в монастыре подвизается небольшое количество монашествующих и послушников. Основные послушания иноков — это келейные молитвы, церковные служ бы и работы по восстановлению и ре ставрации храма Иоанна Богослова. Стоит особо сказать об этом хра ме. Согласно сохранившимся доку ментам, он был построен в 1687 году. Замечательна его фресковая иконо пись, которая сродни росписи Троиц кого собора. В советское время фрес ки были высоко оценены искусство ведами, но дальше оценки дело не по- шло. Со временем о них забыли. Но вое открытие фресок и международ ное признание пришло к ним в 1998 году. Сейчас ведутся активные рес таврационные работы на скромные средства верующих. Хорошо сохра нилась каменная ограда церкви, в гра ницах которой среди многих захоро нений покоится прах известного бо гослова прошлого века, профессора Московской Духовной Академии Ш. А. Голубинского. На месте храма Рождества Богородицы, разрушен ного советской властью, в 2000 году был освящен первый камень новой церкви Царственных Мучеников. В 2002 году Кострома отмечала 850-летие со дня основания города. На конец августа был намечен при езд Патриарха Алексия II. За три недели до этого визита было объяв лено решение городских властей пе редать монастырю Новый город -часть монастырской стены, башни и корпус, где размещался отдел приро ды историко-архитектурного музея. Было объявлено, но документы тогда остались неподписанными. Уни кальная, стоявшая на сваях, церковь Преображения осталась за музеем, и ее должны были позднее перевезти на территорию музея деревянного зодчества. Это мероприятие требо вало немалых (в масштабах города Костромы) средств. Патриарх прибыл в Кострому 30 августа. Он совершил краткую зау покойную службу (литию) у Рома новского обелиска. За богослужени ем поминались имена царя Михаила, его родителей — патриарха Шиларе-та и инокини Марфы, а также пос леднего наместника обители — иеро монаха Макария. Посетив Ипатьев ский монастырь, Патриарх Москов ский и всея Руси призвал макси мально ускорить процесс возвраще ния этой древнейшей в Костромском крае обители Русской Православной Церкви. «Передача монастыря Церкви не означает закрытие музея или каких-либо ограничений для туристов -музей и монашеская община могут здесь гармонично сосуществовать», — сказал Предстоятеле. 77а его мнс-нию, «возрождение в древних стенах монашеской жизни даст возмож ность во всем объеме оценить исто рическое и духовное значение выда ющегося памятника Отечества». Спустя несколько дней после ви зита Святейшего обитель понесла тяжелейшую утрату — 4 сентября 2002 года сгорела красивейшая де ревянная церковь Преображения Господня, перенесённая сюда из села Спас-Вежи. Этот храм находился на территории Нового двора, недавно переданного монашеской общине, но тогда доступного для туристов и эк скурсантов. Пожар начался в поло вине шестого вечера, когда музей был еще открыт и на территории мо настыря находились туристы, в том числе и иностранные. Пожару была присвоена высшая категория слож ности. В тушении участвовала специ альная пожарная часть МЧС. Столб пламени достигал в высоту пятиде сяти метров. Огонь быстро переки нулся на близко стоящую угловую башню и стену, и они также сильно пострадали от огня. Основной причиной пожара на звали брошенный кем-то из туристов непотушенный окурок. Это удиви тельно, но на территории музея де ревянного зодчества туристам разре шалось курить! Стоит ли говорить о том, что это еще и монастырь — ме сто святое. Наместник монастыря ар-у-и-мандрит Павел многократно об ращался к руководству музея с просьбами запретить курение для ту ристов на территории обители, но каждый раз его просьбы игнориро вались. Храм не был даже огражден, к нему мог подойти любой человек. |