В первом выпуске представлены как авторы известные уже костромской научно-исторической общественности своими работами в этой области - архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев), ректор Костромской духовной семинарии архимандрит Геннадий (Гоголев), профессор КГУ И.А. Едошина, краеведы П.П. Резепин, Л.И. Сизинцева, И.Х. Тлиф, так и авторы, до последнего дня известные лишь узкому кругу исследователей - игумен Ферапонт (Кашин), протоиерей И.Сазонов, иерей В. Бурдин.
Игумен Ферапонт Кашин
Подробнее...
Майорова
Н.С.Майорова
Местная власть и сектанские организации Костромской губернии в 1920-е гг.
Быстрое распространение и рост степени влияния сект и деструктивных религиозных организаций - одна из острейших проблем, стоящих в последние годы перед российским обществом. Открытость границ, ставшая следствием падения «железного занавеса», действительные, а не декларируемые свобода слова и свобода совести, обусловили не только появление, но и обильное цветение разного рода религиозных организаций. Среди них и те, которые в соответствии с законодательством относят к числу сект тоталитарных. Опасность их деятельности осознается сегодня и государственными органами, и Православной церковью, и обществом. Однако в не столь далекое время, решая дилемму, на кого делать ставку: на традиционные конфессии или сектантские организации, советская власть, партийные лидеры, нимало не сомневаясь, отдавали предпочтение сектам. И вопрос «почему?» имел довольно банальный ответ — «идеологическая близость». Взаимоотношения с сектантскими организациями составляли одно из главных направлений политики советского государства в религиозном вопросе. Но если в отношении традиционных конфессий и в особенности православия главным тезисом была борьба до полного уничтожения религии, то в выстраивании отношений с сектам идейные установки были иными. Объяснений этому несколько. Во-первых, традиционной сферой деятельности сектантов была крестьянская среда, в тяжелые переломные годы именно крестьяне пополняли ряды новообращенных. А поддержка крестьян была жизненно необходима советской власти в первые годы ее существования. К тому же рост численности сектантов означал сокращение числа православных верующих. Во-вторых, сектанты с их проповедью всеобщего равенства, любви и гармонии с большой радостью восприняли первые мероприятия новой власти. Один из руководителей антирелигиозной политики П. А. Красиков писал: «Экспроприация помещиков, церковных имуществ и капиталистов... по существу принята трудовыми сектантскими элементами весьма искренне с нескрываемым удовлетворением»1. В-третьих, импонировали большевикам и трудолюбие сектантов, их коллективизм и взаимопомощь. В-четвертых, по своей структуре сектантские организации напоминали идеализируемые большевиками коммуны, объединенные общими интересами и общим имуществом, поэтому они считали, что «...экономическая и практическая программа советской власти, всемерная поддержка сельскохозяйственных коллективов и коопераций с представлением земель, ссуд, инвентаря делает реально осуществимым «духовный» идеал жизни трудовых сектантов»2. На территории Костромской губернии широкое распространение имело старообрядчество-поповцы, беспоповцы, австрийцы, поморцы, федосеевцы, бегуны, а также секты христиан-евангелистов, толстовцев, трезвенников и др. Идеология сект имела значительные расхождения, хотя и базировалась на Евангелии. Больше, чем другие, старообрядцы вели культовую деятельность в многочисленных моленных, в том числе открытых, на средства богатых и влиятельных купцов-старообрядцев. Нельзя сказать, что приход к власти большевиков был однозначно принят старообрядческо-сектантским лагерем. С одной стороны, им импонировали равенство, национализация земли, провозглашенная советской властью свобода совести, означавшая прекращение преследований тех групп, которые представляли опасность для Православной церкви. С другой стороны, резко отрицательно сектантами была встречена экономическая политика, в особенности принудительная разверстка хлеба. Сопротивление вызвала и мобилизация в армию, так как религиозные принципы сектантов запрещали им брать в руки оружие (христианам-евангелистам, например). Все это давало основания заведующему Костромским губагентством «Центропечать» Новлянскому в докладе губернскому комитету РКП (б) 23 ноября 1919 г. подчеркнуть, что «...особенности жизни губернии, культурное развитие крестьянства, дававшего до сих пор огромный процент дезертиров, зараженного сектантством, доходящего до непримиримого фанатизма, преступность и враждебное отношение к советской власти, благодаря непомерному невежеству, — все это в настоящее время требует упорной систематической работы - борьбы в области распространения произведений печати среди широких масс населения»3. Некоторые уголки губернии, например Уренской край, представлялись Новлянскому наиболее гибельными. Влияние сектантства здесь было огромно, а старшее поколение населения представляло непреодолимое препятствие распространению книг и газет. Уклонение граждан от воинской повинности по религиозным убеждениям расценивалось местными властями крайне негативно. С принятием Советом народных комиссаров (СНК) 5 января 1919 г. декрета об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям случаи отказа приобрели массовый характер. Отдельные представители власти считали, что некоторые граждане - «шкурники» - использовали декрет как удобный формальный способ уклониться от военной службы под религиозным флагом. В отношении «шкурников» меры принимались в условиях военного времени крайние - расстрел. В 1918-1919 гг. в СНК поступали многочисленные ходатайства и жалобы на вынесенные сектантам смертные приговоры. В марте 1921 г. особой сессией Костромского губернского суда в составе председателя Машталера и заседателей Болотова и Иванова рассматривалось ходатайство об освобождении от военной службы граждан М. А. Рожкова, уроженца Татаровской волости Гороховецкого уезда Владимирской губернии, и К. С. Зайцева, уроженца деревни Никитинской Тургайской области. М. А. Рожков и К. С. Зайцев причисляли себя к евангелическим христианам и отказались ехать на фронт, сославшись на религиозные убеждения, запрещающие брать в руки оружие. Против них было возбуждено дело и в ходе следствия было установлено, что в годы Первой мировой войны Рожков служил в «старой» армии, а из его собственного признания выходило, что он вел агитацию среди красноармейцев, призывая не брать в руки оружия. Суд задал обвиняемым ряд вопросов, касающихся их евангельских убеждений. Ответы, которые показывали бы, что они действительно являются убежденными верующими, обвиняемые дать не смогли. Поэтому суд вынес решение действия М. А. Рожкова квалифицировать как шкурничество, «ибо как последователь Христа он мог оказывать на фронте помощь больным и раненым», и в ходатайстве отказал4. Причиной столь «мягкого» решения суда стало то, что к началу 1921 г. интенсивные боевые действия на полях Гражданской войны завершились. Распространение учения евангельских христиан в Костромской губернии связано с деятельностью П. Л. Кобылинского, увлеченного идеями организованного в Германии братом Русселем «Интернационального общества исследователей Библии». Длительное пребывание Кобылинского в Германии, а также активная пропаганда учения стали причиной его ареста как немецкого шпиона и высылки в г. Кологрив. К усиленному распространению взглядов общества и чтению лекций о евангельском учении он вновь приступил после Октябрьской революции. В 1918 г. в ряды сочувствующих влились отец и сын Бароны, а результатом работы стало право распоряжения немецкой кирхой. В 1920 г. Кобылинским и его сторонниками была предпринята попытка организовать сельскохозяйственную коммуну евангельских христиан. Начинания увенчались успехом, и коммуна на 5 последующих лет обосновалась в ранее пустовавшей усадьбе Поликарпове Причиной развала коммуны стало крайне бедственное материальное положение и внутренние раздоры. По высказыванию самого Кобылинского, «одно дело слушать проповеди сложа ручки, другое дело поделиться куском хлеба с братом своим»5. И все же серьезных разногласий с сектантами власти не обнаруживали. Вследствие этого директивой ЦК РКП (б) «Советским и партийным органам по вопросу об отношении к сектам и политики в отношении религиозных групп вообще» рекомендовалось «...особенно внимательно относиться к таким сектантским группировкам, как духоборцы, новоизраильская секта и др. подобные, среди которых особенно в настоящее время замечается усиленное стремление создать коллективные формы ведения общественного хозяйства. Там, где деятельность таких групп не носит враждебного советской власти характера, всячески воздержаться от какого бы то ни было стеснения их хозяйственной деятельности в рамках существующего законодательства»6. 15 августа 1921 г. Народный комиссариат юстиции (НКЮ), накромат внутренних дел, наркомат земледелия и рабоче-крестьянской инспекции выпустили циркуляр по вопросам освобождения от воинской повинности по религиозным убеждениям, о трудовой повинности служителей культа, религиозных группах, съездах и т. п. Циркуляр вновь подтверждал статьи декрета 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и давал разъяснения по вопросам, оставшимся за рамками декрета. Было подчеркнуто, что мандаты и удостоверения, выдаваемые религиозными организациями и группами, не имеют юридической силы в отношении хозяйства, промышленности и транспорта, использование религиозными объединениями собственных печатей и бланков ограничивается только религиозными делами, граждане свободно могут участвовать в религиозных собраниях и съездах, не претендуя при этом на представительство трудящихся, промышленных организаций, советских учреждений, трудовых ячеек. И если в отношении традиционных исповеданий циркуляром накладывались только ограничения, то к сектам местным властям предписывалось относиться совершенно иначе. Особо отмечалось: «Опыт показывает, что крестьянские коммунистические образования... имели общественный труд и распределение как духоборы, молокане, новый Израиль и др., совершенно безболезненно усваивают общегражданские советские законы и уставы, органически вливаясь, как сельскохозяйственные, промышленные ячейки в советское строительство, несмотря на то что их коммунистические стремления и облекались в силу исторических условий в религиозную форму». Поэтому задача советских органов по отношению к подобным организациям состояла в том, чтобы «эти коммунистические организации как промышленные коллективы, развивали и укрепляли свои уже практически усвоенные навыки и способы коммунистической организации труда... и, переходя к высшей форме, служили практическим примером осуществимости и всесторонней выгодности коммунизма для трудящихся»7. 18 ноября 1921 г. VIII Ликвидационный (отделение церкви от государства) отдел НКЮ направил губернским отделам юстиции циркуляр, которым обязывал предоставить сведения о сектах, распространенных в губернии, времени их возникновения, о преобладании в городской или сельской местности, количестве последователей, их социальной принадлежности, о числе молелен, проведении собраний, закрытых для публики. Особенно важными были вопросы, касающиеся содержания учений и отношения к советской власти: «Какие секты отрицают частную собственность и проповедуют общинный труд; какие из них тяготеют к частной индивидуальной собственности, занимаются торговлей, спекуляцией, словом, вполне буржуазны; какие из сект определенно враждебно относятся к советской власти и коммунизму; отношение религиозных сект к воинской повинности; какие из них энергично занимаются пропагандой и агитацией своих учений, какие пассивны; участие сект в кооперативных и иных организациях вместе с прочими гражданами или отдельно»8. Костромской губюст разослал копию циркуляра уездным бюро юстиции, надеясь на знание ими специфики уезда. Надежды не оправдались, а сведения, полученные с мест, страдали путаницей, краткостью и скудностью информации. Причем представители местных властей были откровенно безграмотны. Так, во-первых, возможно по инерции и в духе борьбы с расколо-сектанством XIX - начала XX в., к сектам были отнесены и течения в старообрядчестве, а также старообрядческие и иудейские общины; во-вторых, формулировки страдали неточностями. Телеграммы из Ветлужского, Галичского и Макарьевского уездов свидетельствовали, что сект в уездах нет, явно исключая из числа сектантов старообрядческое население. Солигаличское уездное бюро юстиции отмечало распространенность в уезде именно старообрядческих разных толков, молоканской и еврейской сект, не имеющих собственных молельных зданий. Большинство из 30 выявленных властями членов сект происходило из крестьянской среды, поэтому и распространенность их в сельской местности была выше, чем в городе. На вопрос о содержании учения ответ был получен следующий: «Неопределенное, так как существует несколько течений в их учении. Отношение к советской власти пассивное». Но смысл ответов на вопросы об отношении к частной собственности и определенно враждебном отношении к советской власти («к указанным явлениям относятся все члены, принадлежащие к указанным сектам»), скорее наводит на мысль о негативном отношении к власти9. В ответ на запрос председатель Буйского бюро юстиции писал: «Никакого материала по исследованию религиозных сект уезда в Буе я не нашел, очень возможно, что такой материал находится в Костроме, так как работы, насколько мне известно, в этом направлении производились. Мне за короткое время... удалось добыть следующие сведения: в уезде существуют лишь секты христианского учения, в городе есть несколько человек баптистов, о существовании у них организованной общины не слыхать, не слыхать и о правильных собраниях. Все остальные секты существуют в южной части уезда - в селе Молвитине... и известны под общим названием - раскольников»10. Время появления их на территории уезда автор соотносил с возникновения раскола. Численность наиболее крупной общины «официальных единоверцев» составляла около 200 человек, старообрядцев-поповцев 100 человек. Численность других групп, за исключением молвитинского кружка из 10-15 толстовцев, определить было практически невозможно, поскольку некоторые граждане или в силу привычки, или опасаясь преследования усиленно скрывали свои убеждения. Большинство членов сект составляли местные жители - крестьяне и ремесленники. Исключение составляли поповцы, «почти все богатеи, бывшие кулаки, подрядчики... принадлежат к зажиточному, эксплоатирующему слою населения». Это обстоятельство определяло их снисходительно-терпеливое отношение к советской власти, в то время как все иные сектанты относились к власти сочувственно. Никакой активной пропаганды со стороны сектантов замечено не было. Моления они отправляли публично в зарегистрированных в уездном исполкоме трех постоянных храмах, одной моленной и нескольких мелких, «частных» моленных в деревнях. Уклонения от воинской повинности также не имели места, что объяснялось, по мнению председателя губюста, отсутствием подобных проповедей у сект Буйского уезда. В Варнавинском уезде действовала единоверческая австрийская секта, проживало до 25 тысяч беглопоповцев и поморов, имеющих 26 молельных дома11. Изучением сект в Нерехтском уезде занимались не органы юстиции, а политбюро, которое представило губюсту сведения об истинно православных христианах, подпольщиках в количестве двух семей, христианах-евангелистах численностью до 40 человек и старообрядческих общинах сел Рябинино, Кувакино, Лепилово и деревени Игумниха. Основной состав сектантов - крестьяне-середняки. Христиане-евангелисты и истинно православные христиане прожили на территории уезда не менее 10 лет. В основе их учения было положено Евангелие, моления христиане-евангелисты проводили открытые. Отношение к советской власти с их стороны расценивалось партийными органами как безразличное. Не было отмечено и негативного отношения к воинской повинности, даже наоборот: «...истинные последователи этих сект служат в Красной армии, но не в строевых частях, где занимаются активной пропагандой своих учений»12. Безразличное отношение к власти было свойственно и старообрядцам. Причем из разговоров с ними следовал вывод о том, что «им теперь [свободнее] веровать, так как раньше они перебивались, а теперь с отделением церкви от государства к ним никто не заглядывает, а потому чувствуют себя свободными]»13. Советская власть дала старообрядчеству и сектантству некоторые послабления, рассматривая их в качестве временного союзника в борьбе с РПЦ. Председатель губернской Ч.К.Огибалов отмечал: переход к новой экономической политике «...дал возможность массам встряхнуться от военного периода и перейти на более спокойную жизнь. В массах начали подниматься мелкобуржуазные инстинкты, большинство бросилось к удовлетворению своих личных интересов и нужд. За последнее время усилилась борьба между христианством и сектантами, которая может быть на пользу нам. Сектанство разрушает глубоко укоренившуюся церковь, но если сектанты ее разрушат, борьба с сектантами будет легче»14. Месяцем позднее глава губернской организации РКСМ П. Невский указывал на попытку евангелистов, используя возросший интерес к учению, организовать молодежь Костромы15. Ставку на молодежь делали и трезвенники. Основателем секты трезвенников был братец Иоанн Чуриков. В возрасте 12 лет он покинул родительский дом и, разжившись у богатых родственников несколькими сотнями рублей, начал торгово-предпринимательскую деятельность и вскоре стал крупным торговцем рыбой и хлебом. После смерти жены Чуриков открыл в себе новые таланты и стал именоваться братцем Иоанном Самарским, чудотворцем -вырицким пророком, владельцем усадьбы на р. Средеце ст. Вырица. Главное содержание проповеди братца Иоанна составляла заповедь «не пей, не кури, не развратничай». Денежные средства поступали в его казну в виде щедрых пожертвований, поток которых не смогла перекрыть и Октябрьская революция. В Костроме от имени и по поручению братца Иоанна действовали «благовестник Гавриил» - В. А. Гуляев и «Крепыш» - Н. Н. Думин. Кратковременная отлучка Гуляева привела к распаду общины трезвенников, но по его возвращении община была не только восстановлена, но и прошла процедуру регистрации в исполкоме г. Костромы. Правда, моральный облик «благовестника» оставлял желать лучшего, он жил с 12 женщинами—«апостолицами», откровенно обирал членов общины и т.д. Все это не могло не сказаться на авторитете трезвенников. К концу 1920-х гг. в местной прессе началась кампания критики учения Чурикова и деятельности секты. Да и отношение к сектам вообще стало более избирательно. Уездным партийным комитетам (укомам), фактически сосредоточившим в своих руках контроль за обществом и общественными настроениями, рекомендовалось усилить внимание к сектантам. Костромской губ-ком РКП (б) особенно настаивал на недопущении единообразной оценки сектантства и на учете идеологического содержания, их отношения к Советскому государству и его политике. Укомам предлагалось взять под особый контроль антирелигиозную пропаганду, проводимую в тех районах, где распространено сектантство. Указывалось на необходимость собирать информацию о составе сект, руководителях, отношениях с церковью, пропаганде, вести учет настроений сектантов, изменений форм сектантского движения. Но наблюдение должно было вестись без широкой огласки16. На последнем условии настаивали, вероятно, из опасения усилить напряженность и грубостью, некомпетентностью отдельных партийных работников спровоцировать конфликтную ситуацию. Основными сектами в г. Костроме продолжали оставаться евангелисты и трезвенники, их отделения имелись в Костромском и Нерехтском уездах. В северных уездах - Кологривском, Чухломском, Солигаличском - отдельные сектантские проповедники особого успеха не добились. Журналист газеты «Северная правда» считал, что в губернии общая численность сектантов евангелистов, трезвенников-чуриковцев, баптистов, толстовцев, лядов и подпольников-бегунов составляла к концу 1927 г. 1 200 человек17. Эта цифра свидетельствовала о значительном сокращении численности сектантов, с одной стороны, за счет изменения границ губернии, а с другой стороны, активизации наступления на сектантство. Принятие главой РПЦ Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским) «Декларации» по сути своей означало то, что в государственно-церковных отношениях чаша весов склонилась на сторону государства. Теперь в борьбе с сектантами использовались самые разные средства от административных, до «идейных». В отношении последних привлекались и бывшие идеологические противники. Так, 10 июня 1928 г. в Костромской губсовет Союза безбожников поступило заявление бывшего сектанта П. Л. Кобылинского, в котором он отрекался от своих прежних религиозных убеждений и просил принять его в организацию союза. П. Л. Кобылинский писал: «Скорблю о прошлом, проведенном в религиозном дурмане и, чтобы загладить вину свою перед пролетариатом, я хочу отдать все силы делу революции, с удвоенной энергией буду работать на фронте борьбы с религиозным рабством, из которого мне наконец удалось освободиться»18. В целом для сектантов период 1917— 1927 гг. можно назвать «золотым десятилетием». Старообрядцы и сектанты освободились от жесткого прессинга, которому подвергались со стороны Православной церкви, государственная же власть относилась к ним не только лояльно, но и благосклонно. При организации сельскохозяйственных коммун и разного рода товариществ они пользовались значительным покровительством местных властей, которые намеренно прикрывали глаза на религиозную со- ставляющую деятельности подобных организаций. Местные власти сдерживали и активность средств массовой информации в плане необоснованной и чрезмерной критики сект. К концу 1920-х гг. наступило отрезвление и не только пресса, но и партийно-государственные органы изменили направление политики в отношении сектантов. Более избирательный подход к сектам сочетался с критикой отдельных положений их учения, нарастанием административных методов и активизацией антирелигиозной борьбы, в том числе и против сектантских организаций.
Примечания
1. Красиков П. Трудовое сектантство // Революция и церковь. — 1922. — № 1-3. - С. 26. 2. Там же. - С. 27. 3. Государственный архив новейшей истории Костромской области (ГАНИКО), ф. 1, он. 1, д. 62, л. 89. 4. Красный мир. -1921.-15 марта. 5. Кобылинский П. Л. Начало конца (заявление бывшего сектанта). - Кострома, 1929. - С. 16. 6. Коммунистическая партия и Советское правительство о религии и церкви. - М., 1959. - С. 68. 7. Государственный архив Костромской области (ГАКО), ф.Р-1108, оп. 1, д. 68, л. 4. 8. Там же, л. 1. 9. Там же, л. З-За. 10. Там же, л. 8. 11. Там же, л. 16. 12. Там же, л. 13. 13. Там же, л. 12а. 14. Там же, л. 27. 15. Там же, л. 149. 16. Там же, л. 16. 17. Северная правда. - 1927. - 14 дек. 18. Кобылинский П. Л. Указ. соч. - С. 8.
Едошина
И.А.Едошина
Религиозные мотивы в сказке Е.В.Честнякова «Чудесное яблоко»
Как личность Ефим Васильевич Честняков (1874-1961) сформировался до перевернувших Россию событий октябрьского большевистского переворота. Одаренный от природы тяготением к художеству, он был явно чужд крестьянской жизни, потому стремился, получив образование, с ней расстаться. Пребывание и обучение в Петербурге, знакомство с художниками, посещение выставок и просто большой, а тогда еще и столичный город навсегда остались в памяти Честнякова как другой, самобытный и прекрасный мир, с которым судьба дала возможность соприкоснуться. Подробнее...
Резепин
П. П. Резепин
Костромские краеведы-монахи
Подробнее...
Тлиф
И. X. Тлиф
К истории рода священномученика Иоанна Касторского
Архивное исследование показало, что о. Иоанн принадлежал старинному духовному роду, исстари укорененному на солигаличской земле. В документах переписи сохранилась следующая запись о его прадеде Филиппе: «...из духовных Успенской церкви села Нижний Березовец Усольского [Солигаличского] духовного правления». Березовцов в Солигаличском уезде было два - Верхний и Нижний. Оба располагались по течению реки Костромы, оба известны издревле и входили в старую Березовецкую волость. Селения длительное время принадлежали монастырям: Верхний Березовец - Троице-Сергиеву (туда не раз жаловал залесские земли царь Иоанн Грозный), Нижний Березовец -московскому Симонову монастырю (туда на помин души отписывал солигаличские деревни великий князь Дмитрий Донской). Оба села разорялись татарами, о чем имеются летописные свидетельства (1536): «приходили пгапгарове и черемисы на Унэюи, да на Чухлому, да к Галичу, оттуда пошли на Залесье, да на два Березовца...» Бывали здесь и поляки с литовцами. У Нижнего Березовца по сей день сохранились остатки земляного вала, которые, по предположениям историков, были частью древнего укрепления. Согласно документам переписи 1627 года, Нижний Березовец был погостом: «Погост Успенский, а на погосте храм Успения Пресвятой Богородицы, да другой храм великомученицы Параскевы». Храмы в то время были деревянными. Документы не донесли до нас ни должности, в которой служил Филипп, ни его отчества, известно лишь, что родился он около 1759 года, был женат на Ирине Ивановне, в браке родил Андрея и Дарью и оставил бренный мир до 1811 года. Прах его упокоился возле церкви в Нижнем Березовце. Первый каменный храм построили в 1823 году, во время службы в селе Андрея Филипповича [Касторского] (ок. 1780 -до 1837) - деда свмч. Иоанна. Андрей Филиппович в документах писался без фамилии, церковную службу начинал дьячком, кончину же встретил диаконом, прожив немногим более полувека. Вероятно, и он принимал участие в возведении храма (строили всем приходом, не исключая и причт) и, возможно, присутствовал при его освящении (ум. до 1837). Новую церковь поставили на высоком берегу реки Костромы, доминантой прибрежного ландшафта стала белая каменная колокольня, возведенная в едином ансамбле с храмом. В архитектурном отношении весь комплекс был выдержан в стиле классицизма. Храм, как и встарь, назывался Успенским, а в память о деревянной Параскевиной церкви был устроен придел. Из детей Андрея Филипповича (жена Дарья Дмитриевна, р. 1779, ум. после 1815) известны Дмитрий, Тимофей, Алексей, Ульяна и Анна. С Андреевых сыновей начинается в этом роду фамилия «Касторский». Дмитрий Андреевич умер в отрочестве, Тимофей и Алексей окончили Солигаличское духовное училище (при поступлении в которое получили фамилию «Касторский»), после чего Алексей был определен в Нижний Березовец, а Тимофея в 1840 году встречаем в селе Гусеве Солигаличского уезда, где он служил священником в Преображенской церкви. К тому времени он женился, родил трех сыновей-наследников, которые были воспитанниками епархиальных училищ (1840). Алексей Андреевич прожил всю жизнь в Березовце, дослужился до диакона; в 1871 году он все еще числился служащим при храме, и возле него, вероятно, и похоронен по старой церковной традиции. Он был женат, но имя супруги, как и точная дата его кончины, не установлены. Известно, что в этой семье было не менее двух сыновей (о других детях точной информации нет). Младший, Петр, родился около 1833 года, окончил духовное училище в Солигаличе и поступил в духовную семинарию. Неизвестно, насколько хороши были его успехи, однако семинарии он не кончил и в самом начале учебы -«из нисшаго отделения» - вышел, определившись пономарем в Ильинскую церковь в селе Тутки. Затем служил дьячком в селе Верховье (и Тутки и Верховье относились к Солигаличскому уезду), а в 1864 году был рукоположен в сан диакона. Последнее место службы Петра Алексеевича - Крестовоздвиженская церковь в г. Солигаличе. Он был женат на Любови Васильевне, от брака с которой имел сына Геннадия и дочерей Александру и Анастасию. Из послужного списка Геннадия Петровича ясно, что диаконами Касторские были назначаемы не случайно. Хороший диакон - украшение церковной службы. При слабых голосе и слухе в приличный храм диакону вход заказан - вся «музыкальная часть» службы держится на дьяконах. О способностях Геннадия Петровича говорит то, что карьера его началась с должности учителя пения в Солигаличе -ком духовном училище. Рукоположенный во священника Солигаличского Рождественского собора, он был весьма заметен и на ниве народного просвещения. Наблюдатель церковно-приходских школ Солигаличского уезда, секретарь Солигаличского отделения епархиального училищного совета, законоучитель Солигаличских 2-классного женского и приходского училищ - вот должности, которые он совмещал с церковной службой. Добавим, что все его дети - Сергей, Борис, Наталья и Нина - родились в г. Солигаличе в конце 1890 - начале 1900-х годов, их мать, жену Геннадия Петровича, звали Варвара Ивановна (ок. 1868 - не ран. 1902). Дальнейшая судьба этой семьи по документам не прослеживалась. Старший сын Алексея Андреевича — Иван - родился в селе Нижний Березовец около 1848 года. Выпускник Солигаличского духовного училища, 20 ноября 1864 года он был «определен на сторожевское место к Солигаличскому Успенскому собору», 25 августа 1867 года получил дол- жность причетника, 29 сентября 1868 года посвящен в стихарь. Через 12 лет (14.12.1880 г.) его перевели в диаконы на псаломщической вакансии в церковь Богородицко-Феодоровского женского монастыря, где он и служил до конца жизни. Ни в какое время «собственного имения» у него «не было», зато при «отлично-хорошем поведении» он «очень хорошо» владел «пением, чтением и катехизисом». Служба его была отмечена серебряной медалью в память царствования императора Александра III и юбилейными крестом и медалью в память 300-летия царствования Дома Романовых. О его жене, Александре Лазаревне (ок. 1848 - до 1902), информации на сегодняшний день немного. Исходя из указанного в ведомостях возраста родилась она около 1848 года, была обучена азам грамоты {«читать умеет»), в клире березовецкого храма родственников не имела. В супружестве родила четверых детей (о других детях точных сведений нет): Александра (ок. 1870 - после 1926), Павла (15.01.1876 - не ран. 1912), Евдокию (ок. 1878 - ?) и Веру (15.08.1878 - после 1916). В документах 1901/02 года Иван Алексеевич Касторский значится уже вдовым. На руках у него остались Павел - учащийся выпускного класса духовной семинарии (впоследствии чиновник Костромской казенной палаты, старший бухгалтер Солигаличского уездного казначейства), незамужняя дочь Евдокия и младшая, тринадцатилетняя Вера. Старший сын - Александр Иванович - в 1881 году (после Солигаличского духовного училища) был принят псаломщиком, затем пономарем Николаевской церкви в селе Верховье. Усердие его во время всеобщей народной переписи 1897 года было отмечено темнобронзовой медалью, в дальнейшем он был награжден светло-бронзовой медалью в честь 300-летия царствования Дома Романовых. В начале 1900-х годов Александр Иванович получил свидетельство на право преподавания в церковно-приходских школах, в 1917 году он - священник верховской церкви св. Николая Чудотворца. Отец их, Иван Алексеевич Касторский, по-прежнему служил диаконом Николаевской церкви в Богородицко-Феодоровском монастыре. В отличие от родного храма - Успенья в Нижнем Березовце — последнее место службы не имело столь долгой истории. Монастырь был молодой. Основанный в 1860 году помещицей Нащекиной (в 2 км от Солигалича) он буквально кипел энергией. В год основания община (официальный статус получен в 1872 году) располагала единственным деревянным домом, где к 1869 году устроили домовую церковь в честь всероссийской святыни Феодоровской иконы Богоматери. Далее все годы, вплоть до 1918-го, прошли под знаком украшения и строительства обители. В 1878 году возводят каменную холодную Троицкую церковь с приделами Введенья и Игнатия Ростовского; в 1889 году перестраивают кладбищенскую деревянную часовню в Успенскую церковь: в 1889-1892 годы — поднимают новую каменную колокольню; в 1893-1900 годы — в единой композиции с колокольней встает каменная теплая церковь Феодоровской Божьей матери с приделами: Богоявления, Архангелов и Федора Студита. Что дальше? Неутомимые сестры во главе с настоятельницей (в 1891 г. община преобразована в общежительный монастырь) устраивают двухэтажные сестринский корпус, дом причта (где жил и диакон Иоанн Касторский), богадельню; одноэтажные - настоятельский корпус, трапезную для сестер, баню с прачечной, хлебопекарню; разрастаются хозяйственные постройки: конюшня, скотный двор, сараи. За оградой обители строится кирпичное здание - гостиница. Что дальше? Это преобразующее, одухотворенное кипенье происходит на глазах о. Иоанна Касторского, который, по причине соучастия, вполне мог считать расцветающий монастырь и своим детищем. Что дальше? То, что новый монастырь успели полюбить и в городе, и в ближайших окрестностях, сомнений не вызывало. Может, потому и выбрала его первым объектом разорения власть, пришедшая в октябре 1917 года. 26 февраля 1918 года - день, назначенный местными Советами для реквизиции «хлебных излишков» в Богородице-Феодоровском монастыре. Все понимали: власть привлекает монастырское имущество и обители грозит полное разорение. Эта трагическая страница костромской истории подробно описана в документах архивов (ГАКО, ГАНИКО), в статье Н. А. Зонтикова «Пальнем-ка пулей в Святую Русь», я же почти цитирую книгу архиепископа Костромского и Галичского Александра «Священномученик протоиерей Иосиф Смирнов (1864-1918)» (Кострома, 2003). События развивались стремительно. 26-го в монастырь собралось более 600 человек из города и деревень, давших подъехавшим реквизиторам серьезный отпор. После стихийного собрания в трапезной защитники обители с иконами и хоругвями двинулись в Со-лигалич с требованием отменить реквизицию монастырского имущества. В многолюдном, разраставшемся на ходу шествии участвовало и местное духовенство, среди них настоятель Богородице-Рождественского собора Иосиф Сергеевич Смирнов; заштатный священник, служивший в селе Солда Солигаличского уезда, Владимир Иванович Ильинский, а также не имеющий духовного сана выпускник Санкт-Петербургской духовной академии и смотритель Солигаличского духовного училища статский советник Иван Павлович Перебаскин. Не мог не участвовать в защите монастыря и его старый диакон Иоанн Алексеевич Касторский. ... Две жертвы - с той и другой стороны — предрешили трагическую развязку мирной манифестации. 22 февраля / 7 марта карательный отряд, прибывший из Вологды (Вятки?), привел в исполнение приговор Солигаличского трибунала относительно солигаличских «мятежников». Глубокой ночью на территории Никольского тюремного храма были расстреляны «виновники восстания», всего 21 человек. Утром 8 марта расстрелянных похоронили в братской могиле на городском кладбище у стен Петропавловской церкви. Старшим из убиенных был восьмидесятипятилетний о. Владимир Ильинский; о. Иоанн Касторский на момент мученической кончины «от роду имел семьдесят лет». ... Страна вступала в эру кровавых репрессий и террора, последствия которых непредсказуемы до сих пор.
ПротДмитрийСазонов
Протоиерей Дмитрий Сазонов
Не хлебом единым
(Воспоминания об отце)
Американский психолог Вильям Джеймс, проведя ряд исследований, писал в своей книге «Разнообразие религиозного опыта», что вера - это особого рода талант, который дается очень немногим людям. Для них религия является не просто житейской привычкой, но подлинной сердечной святыней, накладывающей отпечаток на всю их жизнь и деятельность. Уже 12 лет прошло со времени трагической смерти отца, Ивана Григорьевича Сазонова. И, оглядывая прожитое без него время, понимаешь, как не хватает нам таких, как он, людей. Не тщеславие, не желание напомнить об «уважаемом человеке» руководит мной при написании этого краткого воспоминания о нем. Но искреннее желание вспомнить тех, кто своими молитвами, своим невидимым подвигом подготовил время свободного выражения религиозных взглядов. Подробнее...
Заливалова
Л. Н. Заливалова
К вопросу о научном наследии Николая Васильевича Покровского в Русской Византологии
Подробнее... |